История демо на приставках (часть 3) | Записки геймера История демо на приставках (часть 3) — Записки геймера

История демо на приставках (часть 3)

buy colchicine in uk Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

http://ohiopawnshops.net/wp-json/oembed/1.0/\ Заключительная часть этой истории гораздо ближе к отечественному геймеру, чем две предыдущие, ведь она посвящена PlayStation – консоли, которая изменила нашу жизнь наряду с жизнями миллионов игроков по всему миру.

Другие приставки пятого поколения не получили столь широкого распространения – коробок с PS было продано в два раза больше, чем Sega Saturn и Nintendo 64 вместе взятых. Более того, в Нинтендо решили оставить картридж в качестве носителя, поэтому ни о каких демо речи идти не могло. На Сатурне же демоверсий было много – они стали обычным явлением на всех дисковых консолях, доживших до 1995 года. Ничем особенным в этом плане Сатурн не выделялся, поэтому рассказ пойдет в основном о Sony.

PlayStation

Легенда

Компания использовала самые различные способы продвижения при помощи демо – как изобретенные ранее, так и новые.

Sony

В Россию PlayStation завезли вскоре после европейского старта, где-то в конце 1995 – начале 1996 года. Мой друг был счастливым обладателем самой первой ревизии SCPH-1002. В комплекте с приставкой шел диск, знаменитый Demo No.1. На нем были демоверсии нескольких игр и две технические демки, призванные подчеркнуть мощь новой системы. Одна – с большим трехмерным динозавром, другая – с морским скатом. Обе модели были прекрасно детализованы, их можно было вращать и рассматривать с разных сторон. После Мегадрайва казалось, что это серое устройство может творить чудеса. Но вскоре выяснилось, что новое железо подвержено болезням. Вскрылся конструктивный недостаток: изнашивались пластиковые дорожки, по которым перемещалась лазерная головка. Со временем луч переставал попадать в нужное место, и диски больше не читались. Частично помогал переворот консоли днищем вверх.

Demo One

Demo One из комплекта самой первой ревизии SCPH-1002

Свою PS я купил в декабре 99-го, и это была последняя «толстая» версия SCPH-9002, с полностью металлическим креплением лазера. В коробке с этой моделью диска уже не было: библиотека PlayStation стала огромной, и необходимость в демонстрации отпала – приставку брали уже с конкретными играми. Впрочем, желающие могли заказать демо диск, отправив по почте специальный купон.

PlayStation Demo One

Demo One из комплекта SCPH-5502 (слева) и форма заказа из SCPH-9002 (справа)

Следуя примеру Sega, консоль Сони обзаводится официальным журналом с диском в комплекте. Он так и называется – Official PlayStation Magazine, сокращенно OPM. В Британии он стал выходить осенью 95-го из-под пера знакомых нам Future Publishing, а в U.S. появился спустя два года, под крылом одного из крупных и старейших издателей страны Ziff Davis Media.

Official PlayStation Magazine

Американский OPM за январь 2000 (слева) и российский (справа) с демо дисками

Усилиями самой Сони в США также продавался PlayStation Underground, электронный «журнал» на двух CD. Запускался он на консоли. На одном диске были играбельные демки, а второй содержал еще кучу материала: интервью с представителями индустрии, видео с разных мероприятий (например, с Comic Con ’97!), информацию о Net Yaroze. Сейчас все 17 выпусков PSU не так просто собрать.

PlayStation Underground

PS Underground, volume 2.2

На этом месте я не могу не написать про то, что многие и лично я с нетерпением ждали каждый месяц, то и дело поглядывая на прилавки киосков Союзпечать. Конечно, речь про Official PlayStation Magazine Россия. Спасибо компании GameLand и всем сопричастным к его созданию. Стилистика Великого Дракона мне никогда не нравилась, а в СИ было слишком много про ПК. OPM же был по качеству материалов на голову выше позднего ВД. Кроме того, с ним в пакете шел демо диск со свежими играми! Особенную радость это приносило несчастным владельцам нечипованных консолей, поскольку с лицензионными играми в нашей стране тогда было очень туго.

Official PlayStation Magazine

Первый номер OPM Россия, февраль 1997 (слева) и последний, август 2002 (справа)

Между дисками для западных версий OPM и нашей было одно маленькое, но очень принципиальное отличие. В UK и U.S. журналах на CD писали названия игр. У нас же содержание диска оставалось тайной вплоть до его запуска. Неизвестно, почему Sony делала эти Euro demo полностью черными, без принта со списком демок, как в других регионах. В журнале напечатать контент на обложке тоже не могли: объяснялось это тем, что издательство получало их слишком поздно, когда номер уже отправлялся в типографию. Поэтому в каждом месяце читателей ждала лотерея. Скажем, на одном диске могло быть 5-6 демоверсий интересных игр, некоторые из которых обладали хорошей реиграбельностью, а на следующем – всего пара совершенно кривых поделок, разбавленных видеороликами.

Про реиграбельность надо пояснить. Отдельные демо могли быть настолько самодостаточными, что необходимость в приобретении целой игры отпадала. Например, раллийный симулятор Colin McRae Rally 2, благодаря щедрости разработчиков, имел целых три (!) трассы, которые менялись рандомно при рестарте приставки, и потому запускался бесчисленное количество раз. Spyro: Year of the Dragon давал возможность не спеша пройти два больших уровня. Демка Grind Session, неплохого аналога Tony Hawk Pro Skating, порадовала режимом на двоих, где один игрок делал трюк, а другой должен был повторить его и добавить свой. С каждым добавленным элементом цепочка росла, а за ошибки игроков награждали буквой из слова chump (лох). Кто проиграл – тот, соответственно, и chump. Этот диск я на пару с другом затер до дыр, остальная игра нам была просто-напросто не нужна. Здорово поиграть вдвоем можно было и в Hogs of War, очень своеобразной трехмерной версии Worms.

Отдельно стоит отметить демоверсии, в основе которых лежал не финальный билд. Такое случалось нечасто, но встретить такие штуки было крайне занятно.

FF VII Sample Siggraph 95 works

Относительно редкий диск с ранней демо FF VII и роликом 3D-римейка FF VI (за что и знаменит)

Так, в ранней демо Final Fantasy VII показан эпизод в Мидгаре, где в партию с Клаудом и Барретом почему-то включена Айрис, хотя по сюжету должна быть Тифа. Тогда это послужило лишь намеком на то, что подтвердилось позднее – в первоначальной версии истории именно Айрис предполагалось сделать подругой главного героя. Другой пример – Legacy of Kain: Soul Reaver, где использовались временные модели оружия и эффекты, замененные к релизу на другие.

Soul Reaver demo

Кровь в демо (слева) выглядела странно. В игре (справа) стало гораздо лучше, а пика в руках Разиэля теперь имеет резное оперение. В демо также отсутствует шкала здоровья

Иногда релизы вообще отменяли, как получилось с оригинальным японским Metal Slug, демо которого есть на диске PS Underground 1.4. Почти завершенная локализация так и не появилась на западе, так как вместо него решено было выпустить новый Metal Slug X.

Разумеется, девелоперы хотели, чтобы геймеры все-таки покупали их продукты, а не играли в одни демоверсии. Поэтому иногда в демо висел таймер. Выглядело это, как минимум, странно. Помнится, на уровень из Jedi Power Battles, игронизации первого эпизода Звездных войн, давали всего две минуты – толком и не поиграть.  Наверное, авторы опасались, что без ограничений игрок успеет распробовать отвратительное качество продукта, и партию придется потом закапывать где-нибудь в пустыне. А вот первый этап Bug’s Life, наоборот, не торопил игрока и производил хорошее впечатление, хотя конечный продукт оказался совсем другим: Александр Щербаков разнес его в OPM, поставив три балла из десяти. Аналогично получилось с вроде бы многообещающей гонкой Rollcage. Демо хорошо выполняло свою функцию, показывая продукт с лучшей стороны и пробуждая интерес.

Net Yaroze

Правда, когда мы видели демки с пометкой Net Yaroze (на фото), то даже не понимали, что это

Но «журнальные» демо диски много значили для нас не только потому, что давали возможность оценить свежие игры. Гораздо ценнее то, что они позволяли попробовать такие вещи, которыми человек мог бы и не заинтересоваться вовсе. Например, я бы прошел мимо Medievil 2 или отличной Ms. Pacman Maze Madness, если бы не демо. В сторону симуляторов скейдборда вообще бы не посмотрел, не попадись на глаза упомянутая выше Grind Session. Дракончик Спайро и Клоноа привлекли внимание к 3D-платформерам, которых могли сторониться из-за детских болезней вроде дурацкой камеры и выпадающих полигонов. Демо расширяли кругозор геймера и в известной степени воспитывали вкус, позволяя поиграть в игры самых разных видов и жанров. Ведь каждая из них запускалась хотя бы раз – чтобы понять, что скрывается под названием.

Приятным бонусом были демонстрационные версии, которые крупные издатели клали вместе с полными играми. Речь идет, конечно, о лицензионной продукции. Ярким примером служит демо Silent Hill, шедшее вместе с европейским изданием Metal Gear Solid. В наборе с Resident Evil 3 щедрый Capcom раздавал Dino Crisis, и наоборот – RE3 в комплекте с экшеном про динозавров. Бывшая тогда на пике славы Squaresoft к минорным проектам добавляла диск Square’s Preview, где могло быть несколько демок. А с европейским изданием римейка FF VI вообще вышла прекрасная история: для увеличения продаж «скворцы» положили внутрь диск для новой системы – Final Fantasy X для PS2!

MGS and Tobal

MGS (PAL) с демо Silent Hill и Tobal No.1 с диском Square’s Preview

Тем, кто был вхож в индустрию и тусовался на разных мероприятиях, иногда попадали в руки так называемые trade demo. Шли они в обычных белых конвертах, без какого-либо описания, с небольшой наклейкой на лицевой стороне. Содержание дисков ничем не отличалось от других, более доступных демоверсий, но малый тираж сделал их желанными для любой коллекции, посвященной PS1. Особенно ценятся ставшие классикой хиты.

MGS Trade Demo

MGS – один из самых редких trade demo

Trade demo нужно отличать от обычных промо дисков, на которых были полные копии игр. В отличие от демок, промо выпускались в большом количестве. В основном их раздавали журналистам. Внешне эти диски очень похожи на демо к журналам: такие же черные, отличающиеся друг от друга только названиями. Они распространялись в тонких jewel-корпусах и сопровождались обложкой, как на обычных PAL боксах.

Cardinal Syn and Forsaken

Обложка промо Cardinal Syn ничем не отличается от обложки игры, кроме надписи «for display purposes only»

Раз уж заговорили о прессе, то отдельной строкой идут пресс-киты. Это логическое развитие идеи с промо версиями для игрожура. В пресс-кит обычно входило два диска: с игрой (для рецензии) и дополнительными материалами (графикой, скриншотами, пресс-релизом и так далее). В комплекте также были разнообразные бонусы, вроде футболок, блокнотов, ручек, наклеек, значков и прочей мелочи. Основной фишкой становилась оригинальная упаковка – каждый издатель хотел приятно удивить обладателя такого набора, поэтому двух одинаковых пресс-китов вы никогда не встретите. В руки обычных геймеров они стали попадать позже, через специализированные форумы и eBay, где на них ведется настоящая охота.

Tekken3 Press kit

Tekken 3 Press Kit

Маркетологи Sony не сидели сложа руки, а привлекали партнеров. В США были выпущены специальные демо диски для распространения через сеть пиццерий Pizza Hut и магазины игрушек Toys ‘R’ Us.  В сети Best Buy встречались диски для ПК с промо материалами к ожидаемым играм. Такие CD включали обои, описание сюжета/персонажей, видеоролик.

Final Fantasy IX Best Buy

На диске – ролик фильма Final Fantasy Spirits Within и досье на персонажей FF IX

Распространялись в рознице и уже знакомые по Mega-CD демо в конвертах, samplers. Тут хочется ненадолго отойти от PlayStation и вспомнить об одной из жемчужин в библиотеке Sega Saturn, платформере NiGHTS into Dreams. В декабре 1996 года Сега выпустила сэплер под названием Christmas NiGHTS, содержащий один уровень в рождественской стилистике. Никто не думал, что небольшое дополнение, каковым он является, наделает так много шума. Часть поклонников Saturn любят этот диск больше, чем оригинальную игру. И неудивительно, если учесть количество спрятанных тут бонусов, включая возможность даже поиграть за Соника.

Christmas Nights into Dreams

NiGHTS into Dreams – Christmas sampler

Обе компании – и Sega, и Sony, – активно работали с ритейлом. У Сони в рассылке для партнеров был целый список стеллажей различной конфигурации для выкладки товара и несколько версий киосков с демо юнитами. Мерчандайзинг являлся умело построенным и отлаженным процессом, убедиться в этом мы смогли еще в 80-е.

PlayStation Kiosk

Положи на стеллажи

Как и 3DO, оба конкурента выпускали для магазинов отдельную линейку демо дисков (kiosk demo). Увы, о ней очень мало подробностей в сети. Известно, что для PlayStation существуют как минимум шесть дисков из этой серии, из них встречаются фотографии лишь двух. Для Сатурна самих дисков я никогда не видел, только папку Ex Press и набор стикеров для подписей боксов. Такая информация становится доступной, если удается достать старые корпоративные материалы или партнерские рассылки. Подобные документы из прошлого, к сожалению, нечасто всплывают.

Sega Saturn Ex Press and Sony Kiosk Demo

Содержимое папки Sega будоражит умы многих коллекционеров

По всему перечисленному выше можно судить о том, как умело Sony использовала демоверсии как инструмент маркетинга. Всевозможные демо и промо попадали к журналистам, продавцам и простым игрокам из самых разнообразных источников. С выходом PlayStation 2 практика выпуска демоверсий только расширилась. Сохранилась она и с приходом PS3, но перемены были уже близко: если промо-версии игр штамповались в больших количествах, то демо диски постепенно исчезали. На смену CD пришла цифровая дистрибуция через PSN.

PS3 demos

Диск из комплекта PS3 (слева) содержит только видеоролики. В центре – играбельное демо FF13 из японского издания Advent Children Complete

Запуск PlayStation 3 и PSN знаменует собой закат демо на CD. Производство физических носителей куда затратнее распространения через интернет. Впрочем, и самих демоверсий становилось меньше, даже в цифровом виде, а с выходом PS4 они и вовсе сошли на нет. Игровой процесс можно легко оценить, посмотрев прохождение или видеобзор от других игроков на YouTube. Или же выбрать профессиональный подход IGN с GameSpot.

Изначально к созданию этого цикла статей меня побудил недавний выход демки («эпизода Duscae») Final Fantasy XV. Демо распространялось с другой игрой Square Enix, и я даже купил тот не стоящий и капли внимания продукт на Blu-ray. Вряд ли слова смогут передать разочарование от бумажки с кодом на скачивание, которую я увидел внутри. В этот момент, как удар в голову, вдруг пришло осознание, что завершилась целая эра.

FF XV Episode Duscae

Ваучер

Демо диски были с нами на протяжении 20 лет. Они стали частью игровой культуры, радовали нас новинками игропрома, помогали открывать для себя другие жанры. Благодаря им лично я попробовал и полюбил как минимум два десятка игр, которые иначе могли бы остаться незамеченными. Конечно, мне жаль, что теперь их практически не осталось.

Тем не менее, надо понимать, что исчезновение демо дисков – это ни плохо, ни хорошо. Сегодня просто другое время и другие способы донесения контента до потребителей. Время более быстрых и удобных способов, пусть и не таких волнующих. Это новый мир, в котором мы живем, и у него тоже есть свои плюсы. Ну а такие, как я, собирают по кусочкам наследие прошлого и хранят его, чтобы потом рассказать об этом тем, кто не застал.

Так что не будем вешать нос.

Greatness awaits.

PlayStation logo

  • Alexey Ryazanov

    Ой здорово как написано, прям ком в горле от воспоминаний :)

  • meat_not_found

    Спасибо, очень интересная статья.

  • Да, где-то у меня пылится культовый чёрный диск Demo One, надо найти и в рамочку поставить. Там же на нём ещё музыкальные треки в формате CD Audio были, я любил слушать :)

    • Да, про музыку отдельная тема — очень многие фирменные диски, особенно ранние игры, можно было слушать. Отличная фича была)