История демо на приставках (часть 2)

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

В конце 70-х параллельными стараниями Sony и Philips создается новый носитель данных, которому суждено заменить картриджи. Дешевый в производстве и обладающий значительной емкостью, CD-ROM десять долгих лет пробивает себе дорогу к потребителю. И когда на исходе 80-х появляется возможность собирать относительно дешевые оптические приводы, ему это удается.

NEC и Commodore

Первая игра на компакт-диске увидела свет в декабре 1988 года.  Это был вовсе не Manhole, а Fighting Street – вполне сносный порт известного всем аркадного хита Street Fighter на NEC PC Engine CD, известного на западе под именем TurboGrafx-CD.

pc engine cd rom

NEC PC Engine CD

Напомню, что PCE CD являлся внешним оптическим приводом к уже существовавшей 16-битной системе PC Engine. На момент выхода его стоимость составляла $400 ($820 на современные деньги). Это, на секундочку, вдвое превышало цену консоли, к которой он подключался. Готовы ли вы вложить больше тысячи долларов в систему, на старте которой можно поиграть в один портированный файтинг и сомнительный дейтсим? Справедливости ради надо отметить, что CD привод для компьютеров того времени стоил в четыре раза дороже и был так же бесполезен для обычного пользователя.

Привод для TurboGrafx ожидаемо не получил широкого распространения на Западе, но оставил след в нашей истории. В Японии в июне 1990 года начал выходить Ultrabox – первый в мире журнал на компакт-диске с информацией по релизам для PCE, анимированными историями и мини-играми, сделанными на коленке за полчаса. Шесть его выпусков стали предшественниками известного среди коллекционеров PC Engine CD-ROM Сapsule.

ultrabox pc engine

Первый выпуск Ultrabox слева вверху

Настоящий же демо диск попал в руки игрокам лишь в 1992 году с релизом PC Engine Duo. На нем были начальные эпизоды двух игр: Tengai Makyou II и Dragon Slayer. Это самый первый играбельный консольный демо диск, о котором мне известно. Другие превью, включая Lords Of Thunder, Laplace и Yuna Special, стали доступны позднее.

Tengai Makyou II Dragon Slayer demo

Первый известный демо диск для PC Engine

Западные игроки смогут получить что-то подобное только в сентябре 93-го, когда Commodore положит в коробку с Amiga CD32 свой The Demo Disc, на котором записаны несколько роликов и технических играбельных демок. Через месяц выйдет Panasonic 3DO вместе с Sampler CD.

Первая «западная» лазерная консоль Philips CD-i образца 1991 года шла без диска в комплекте; tutorial cd появятся только в 94-м, когда Филипс решает продвигать свой продукт именно как игровую приставку, а не медиацентр для просмотра видео и цифровых энциклопедий.

amiga cd32 demo disc

Демо первой и последней приставки Commodore – вероятно, первое «западное» демо

В начале 90-х многие попытались быстро извлечь преимущество из нового формата и выпустить дисковое устройство раньше конкурентов. Все они в конечном итоге поплатились за спешку. Геймеры не были готовы принять технологию ради технологии; игры на те же NEC или Philips CD-i не выглядели «прорывом» по сравнению с тем, что было уже доступно на текущем поколении железа. Амига долго не проживет – через 7 месяцев и 700К проданных устройств проект закроется. Жизнь 3DO тоже будет короткой, хотя гораздо более яркой. Революционная во всех отношениях система страдала от астрономической цены в $699 ($1,125 по нынешнему курсу) и продержалась на рынке чуть больше двух лет – с октября 1993 по 1996. В таких случаях обычно произносят дежурную фразу про продукт, опередивший свое время и все такое.

Philips CD-i Advert

Реклама последней и самой продвинутой версии CD-i

Распространение демоверсий связано с единственной дисковой приставкой первой половины 90-х, которой «почти удалось» – Mega-CD.

Sega

История Mega-CD печальна. У новой разработки Sega были все шансы стать настоящим прорывом в мире видеоигр, как это преподносилось создателями в рекламе. На коммерческий провал повлияло множество причин, но в первую очередь сама концепция консоли как аддона к MegaDrive. Между Sega of Japan и Sega of America на этой почве возникают серьезные разногласия, поскольку последняя настаивает (и обоснованно) на полноценной приставке. Первая модель получается дорогой в производстве и имеет проблемы с приводом. Запуск в декабре 1991 года терпит неудачу – за первый год в Японии реализовано всего 100К систем.

Mega-CD

Первая, красивая версия Mega-CD

Разработка второй ревизии не оставляет времени на создание хороших игр. Ссора с заокеанским подразделением приводит к тому, что лонч в США компания также полностью проваливает. Продуктовая линейка мизерная: всего 5 игр, три из которых – интерактивное FMV. Поддержка из головного офиса фактически отсутствует. Анонс состоялся 15 октября 1992 года. Electronic Gaming Monthly, главный журнал о видеоиграх в регионе, посвятил этому событию две из трехсот (!) полос в декабрьском номере. То есть прямо перед Рождеством, в сезон высоких продаж, в крупнейшем профильном издании о Sega(Mega)-CD не сказано почти ни слова.

 EGM

Несмотря на вынесенный на обложку анонс (тонкой строкой вверху), о системе в журнале почти не пишут. Номера за декабрь 1992 (слева) и февраль 1993 (справа)

К выходу консоли в Европе (весна 1993) японский и американский рынки де-факто были потеряны. Только в 1994 году система получает достойный набор игр и выглядит так, как должна была выглядеть в самом начале – как самостоятельное устройство (CDX, Multi-Mega).

В Sega не извлекают урок из ошибок, и 32Х тому подтверждение. Но в проект уже вложено слишком много средств, чтобы терять европейский рынок без боя. Компания находит союзников в игровой прессе.

Игрожур

После кризиса индустрии 1983 года (те самые знаменитые захоронения картриджей в Нью-Мексико) пресса быстро приходит в себя и вновь расцветает. «Официальных» изданий по отдельным платформам еще нет, каждый пишет о чем хочет. Журналы активно множатся, страницы некоторых исчисляются сотнями; к номерам часто прилагаются бонусы в виде комиксов, вкладышей, наклеек и плакатов. Золотое время.

Atari video game burial

Последствия события, чуть не убившего индустрию

В Англии, ключевом европейском регионе, на момент появления Mega-CD выходила добрая дюжина (!) журналов только о Sega. После ураганного успеха Sonic 2 об играх для сеговских консолей желали писать все. Самыми популярными были:

  1. Sega Power и Mega крупного издательства Future Publishing. Именно это издательство чуть позже запустит культовые EDGE и PC Gamer.
  2. Mean Mashines Sega, созданный под крылом медиа-группы East Midlands Allied Publishing (EMAP).
  3. И Sega Pro – детище небольшой команды Paragon Publishing.

Paragon основали два выходца из Future Ричард Монтейро и Диана Тавернер. Когда они начали делать Sega Pro, в штате было восемь человек, включая самих владельцев. Спустя два выпуска новоиспеченные партнеры приглашают сначала на роль автора, а потом и редактора Дейва Перри, ведущего первого в стране ТВ-шоу о видеоиграх GamesMaster (такой британский Сергей Супонев, однофамилец другого знаменитого Дейва из Shiny).  Журнал быстро обретает популярность, тираж достигает 70К экземпляров, и бывший работодатель Future становится теперь главным конкурентом.

Dave Perry Games Animal

Дейв «Games Animal» Перри в фирменной бандане

И тогда команда Перри создает проект, целиком и полностью посвященный Mega-CD и MegaDrive, и называет его Mega Power. Непосредственно готовят журнал всего три человека, каждый работает за четверых без перерыва на сон, на кока-коле и кебабах. Труд окупается с лихвой – первый выпуск в июле 1993 пришелся по вкусу читателям, и уже осенью Paragon заключает с Sega эксклюзивный контракт: в ноябре на прилавках появится первый в мире номер журнала с демо диском!

Mega Power Issue 4

Обложка того самого номера

Это была демоверсия симулятора вертолета Thunderhawk от британской же Core Design, будущих авторов Томб Райдера. Она распространялась и отдельно в конверте в магазинах. С этого момента каждый номер Mega Power сопровождался диском с одним (реже несколькими) демо. Jewel-кейсов к ним не прилагалось, но если у покупатель хотел, то мог вырезать обложку на одной из страниц. Результат получился настолько крутым, что издатель решает класть демки и в Sega Pro, сменив его название на Sega Pro CD. За два года с продукцией Pagaron выходит 27 разных дисков с играбельными демо. Все они были сделаны специально для издательства – на стартовом экране красовалось название журнала, а на диске стоял логотип компании.

Неизвестно, кто именно предложил выпускать части игр на CD и распространять с игровой прессой – журналисты или сама Sega, – но об этом точно никто не пожалел. Решение было выгодно абсолютно всем, win-win: владелец консоли пробовал новые игры и расширял библиотеку, Сега продавала больше дисков, а у издания рос тираж. Рынок оценил идею, и с тех пор собственные демо диски были практически у каждой платформы, на радость игрокам.

Но за ошибки все равно пришлось платить.

Mega-CD demos

Тот самый демо диск на Mega-CD (в центре)

Плетью обуха не перешибешь – система шла к своему закату. В 1995 году Sega прекращает продвигать старое железо и концентрирует внимание на грядущем Saturn. Многие сходятся во мнении, что преждевременный выход и провал Mega-CD стал поворотным моментом в судьбе компании. Статистика продаж заставляет Nintento притормозить разработку собственного CD-привода в партнерстве с Sony. В результате, как известно, Sony развивают тему в одиночку и являют миру PlayStation. Она-то и поставит крест на приставках Sega.

Обмануты оказались и владельцы консоли, инвестировавшие деньги в то, что так и не стало «the next big thing».

Победителями вышло только руководство Paragon Publishing, число сотрудников которого в 1996 году превысило 100 человек, а портфель стал насчитывать два десятка изданий.

Philips и 3DO

Диск, вложенный в пакет с четвертым выпуском Mega Power, стал вехой в истории. С 1994 года по всему миру начнут выходить издания в сопровождении компакт-диска. Благодаря этому мы в России имели в детстве счастье каждый месяц открывать для себя новые игры, доставая заветный компакт из любимого журнала. С этого момента консольщики получили возможность играть в демо у себя дома, что владельцам компьютеров было уже давно знакомо. Обладатели же конкретно Mega-CD смогли увидеть игры, которые сейчас почти не достать. Попробуйте сегодня купить, например, Fatal Fury CD PAL.

Тем не менее, не все демо предназначались для домашнего использования.

3DO и Philips активно снабжали магазины not for resale дисками с полными версиями игр и софта до начала продаж, чтобы те использовали их в демо юнитах в торговых залах. Филипс особенно преуспел в этой сфере: киоски CD-i были повсюду. Помимо магазинов с играми, они встречались в супермаркетах, где дети играли в Улицу Сезам, пока родители покупали продукты, или в библиотеках, с наборами электронных энциклопедий.

Philips CD-i promo dics

Сегодня стенды и промо диски CD-i – редкость, как и все промо материалы начала 90-х

Сегодня про программу поддержки продаж CD-i известно мало. Чуть больше информации есть про 3DO. Пресса отвернулась от приставки что в США, что в Европе. В UK для консоли выходил один-едиственный журнал из-под пера наших знакомых Paragon. Вернитесь наверх и посмотрите, сколько изданий было посвящено Сеге. Компания была просто обязана активно работать с розницей.

3DO demo disc program

Это делали все, но информация дошла лишь о некоторых

Летом 1994 года она запускает среди избранных магазинов с играми пилотную программу  3DO Demo Disc Program. Владельцы получали по почте толстую папку с дисками для запуска на демо-юнитах. Каждый месяц приходило обновление с новыми тайтлами. На страницах была представлена вся необходимая продавцам информация: цена, контакты для заказа, описание самой игры и ее целевой аудитории, подсказки для эффективных продаж. Мне удалось собрать 17 дисков из этой программы, это самый полный комплект из всех, что я встречал.

3DO Demo Disc Program

Все игры – точные retail копии, хотя и подписаны как «демо диски, не для продажи»

Помимо демо для дилеров выпускался небольшой ежемесячный бюллетень. В нем рассказывалось о готовящихся релизах, публиковался список уже доступных для заказа новинок, топ-10 самых продаваемых, новости и события вокруг 3DO плюс контакты основных студий/издателей, если вдруг нужно связаться с EA или Interplay.

Поддержка дилеров является ключевым элементом маркетинга, поэтому все производители техники ей активно занимаются. Разница между 80-ми и 90-ми заключается в том, что если раньше каждый издатель вынужден был сам прилагать усилия, чтобы его заметили на полках, то теперь львиную долю заботы берут на себя платформодержатели. Они становятся единой точкой входа в торговые сети.

3DO demo disc program

У меня всего два таких выпуска

Пионеры лазерных технологий – NEC, Philips, 3DO, Commodore – не смогли добиться успеха со своими консолями и вынуждены были уйти с рынка. С ними ушла в прошлое модель, когда приставки могли выпускать сторонние компании по лицензии (JVC X’Eye, Victor Wondermega, Pioneer LaserActive, Sanyo и Goldstar версии 3DO). Sega до сих пор выпускает игры, но это лишь тень былой славы. Тем не менее, все они сделали то, что должен был, в конце концов, кто-то сделать – принесли CD-формат в массы, навсегда изменив индустрию. К сожалению, первопроходцы обычно плохо заканчивают.

Не избежали этой участи и Paragon Publishing. Их конкуренты Future, глядя на успех изданий с демо-диском в комплекте, удачно заключили контракт с Sony на выпуск Official PlayStation Magazine, оставив всех остальных не у дел. Парагон пытались не отставать, выпуская независимый Play, а также официальные журналы для 3DO, Saturn и Dreamcast. Однако с закатом этих платформ звезда издательства погасла, и в 2003 году оно было продано. Теперь это часть Imagine, авторов перезапуска Retro Gamer.

Впереди потрясающая история восхождения PlayStation на игровой олимп.

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3