Полный провал Final Fantasy XV

Писать правдивый текст про пятнадцатую финалку непросто. Фанаты ждали эту игру 10 лет и готовы порвать любого, кто посмеет ругать любимый сериал. Плюс Square Enix подняла страшный хайп вокруг релиза, подключив тяжелую артиллерию в лице свадебного генерала Сакагути, а довершила рекламную кампанию выпуском аниме и отдельного CG кинца голливудских масштабов. Про тысячу трейлеров на YouTube я даже не говорю. Против уже сформированных ожиданий публики идти отважится не каждый — испанский портал Areajugones поставил игре 7.5 баллов (положительную оценку), за что сразу получил кучу дизлайков вместе с обещанием издателя не давать им больше ревью-копий. С такими угрозами и ценным трафиком на кону, как можно вести речь об объективности?

FF XV

Not exactly a fairy tale indeed

Реакция Square и ее партнеров на критику понятна. Проект рождался в страшных муках — на пути от эксклюзивной Versus XIII для PS3 к нынешнему состоянию неоднократно менялась общая фабула, набор и внешний вид действующих лиц, боевая система, а отдельные диалоги писались на ходу чуть ли не во время отправки дисков в печать. На производство затрачено куча времени и денег, и ставки высоки.

Да и зачем вообще ругать — ведь выглядит игра вполне солидно. Ее механики работают. По Люцису здорово путешествовать, на машине или верхом на чокобо. Рубить монстров призрачными клинками одно удовольствие. В отличие от фильма Kingsglaive, в игре телепортация воспринимается иначе и идет на пользу зрелищным эпизодам вроде боя на крыше поезда, где Ноктису нужно уничтожить преследующие корабли Империи и успеть вернуться обратно на состав. Красят «пятнашку» и небольшие, но удачные элементы, штрихи, вроде кулинарии Игниса и кастомизации транспорта. Они придают лоск, столь необходимый для AAA-продукта. А как вам понравится выбор: переночевать бесплатно в палатке в поле и получить баффы за ужином или заплатить за гостиницу, где дают мультипликатор на всю собранную экспу, но готовить еду нельзя? Или внезапная просьба друга остановится и сделать пару селфи на фоне метеора? Как ни крути, у «пятнашки» солидный технический фундамент в паре с приятным и разнообразным геймплеем. Но можно ли назвать ее хорошей, законченной игрой? Если коротко — увы, нет.

FF XV

Игра сразу выкладывает свои козыри на стол в первой же главе

Чтобы понять, что не так с самой финалкой и ее оценками в прессе, достаточно вспомнить прописные истины любой ролевой игры. То, ради чего игрок готов тратить от 30 до 100 часов, ведь на самом деле никому не нравится просто так рубить монстров в бесконечных данженах. Аудитория приходит в RPG за увлекательной историей, за возможностью сопереживать героям и погрузиться с ними в неизведанный, чарующий мир. История, герои, сеттинг — это три столпа, на которых обязан стоять любой представитель жанра, жаждущий войти в пантеон хитов. Впрочем, требования не слишком высоки: обычно для успеха хватает одного нормально исполненного компонента. Яркий пример — Скайрим с дуболомами вместо персонажей и кривыми сюжетными сценками. Bethesda привычно ставит во главу угла exploration и всегда выигрывает. Или Mass Effect, который продался миллионными тиражами и получил прозвище космического дейтсима благодаря Шепарду и его компаньонам. В Ведьмаке со всеми тремя составляющими был полный порядок, и в результате ролевой игрой года станет скачиваемое дополнение «Кровь и вино».

Финалки не исключение. Мы любим FF9 в основном за красивый ламповый мир, а в FF10 за душу трогала в первую очередь история самопожертвования Юны ради спасения всех остальных. Ну а когда случается triple kill, на свет рождаются FF7 или FF12 — лучшие из всех номерных частей. Печальная новость состоит в том, что в свежей FF15 проебано абсолютно все. В нее просто незачем играть. Вы получите ровным счетом ничего.

FF XV

Простая проверка сеттинга: что делает эта труба посреди поляны? Откуда и куда она ведет? Зачем вылезает из-под земли и сразу уходит обратно? Что по ней качают?

Первые проблемы касаются сеттинга, и они были видны за километр еще в Kingsglaive: он никак не объясняется. Более того, спорное решение смешать привычную нам реальность с фэнтезийными элементами выключает наш suspension of disbelief и побуждает задавать неудобные вопросы. Как в стране со смартфонами, фотокамерами, газетами и телевидением принц не знает, как выглядит канцлер соседней страны? С которой они вдобавок воюют последние 10 лет. Это равносильно, если бы в СССР никто не знал, как выглядит Гитлер. А между прочим, на этом факте строится основная сюжетная арка. Почему Луна не использует смс, а общается с Ноктом посредством стикербука и волшебной собаки? Что мешает ей договориться о другом месте встречи, а не за тридевять земель? Это основа другой сюжетной арки. Зачем Титан держит метеор? Низачем. Почему население ходит в обычных джинсах и футболках, а сюжетно важные персонажи носят экстравагантные наряды от Тетсуи Номуры? Нипочему. События последних двух глав вообще невозможны, потому что люди не могут существовать в таких условиях.

Еще хуже, что мир вокруг Нокта не просто выдуман левой пяткой дизайнера — он неживой. Это становится ясно в первом же населенном пункте, где NPC без остановок ходят по рандомной траектории, а другие смирно стоят за прилавками. В городах ничего не происходит — это декорации с расставленными по углам статистами. В Square поленились наполнить их хоть каким-то смыслом. Черт, да тут нарисовали огромную и невероятно красивую копию Венеции для одного-единственного квеста, и какого! Четверка приплывает в город, заходит в бар, болтает с владельцем, после чего перемещается в новую локацию. Все. Столько труда впустую. Местные окрестности совсем не хочется исследовать.

FF XV

В мире, где двинутые зоологи носят смартчасы, все жители ездят на тарантасках из 50-х. Новая тачка есть только у Мажоров в Черном. Правда, оказывается, на ней еще папаша в молодости рассекал. Тарантаски жителей, наверное, вековой давности. Mindfuck.

Возможно, тут колоритные персонажи, на которых традиционно опираются все JRPG? Опять мимо. Более-менее сносно прописан только протагонист, у его сайдкиков предыстории просто нет. По мере продвижения по сюжету все четверо вроде как растут, учатся ответственности и все такое, но поставлено это из рук вон плохо — из-за этого игроку кажется, что Гладио срывается на Нокта на пустом месте, а конфликт Промпто вообще высосан из пальца и забывается через 5 минут.

Остальные действующие лица — это сборище one-liner имбецилов. Антагонист без какого-либо бэкграунда одержим местью непонятно за что. Луна, видевшая принца 12 лет назад ребенком, мечтает с ним встретиться, выйти замуж и исполнить пророчество. Наемница желает наемничать вместе с Биггсом и Веджем. Вот это фансервис! Братец Луны считает Нокта недостойным быть королем, но за игру ничего толком не делает. Никаких внутренних конфликтов, никаких характеров за рамками банальнейших аниме-типажей. Да, свита Нокта постоянно болтает, комментирует происходящее и иногда удачно шутит друг над другом, но этого недостаточно. Мы ничего не узнаем об их желаниях, стремлениях, мечтах. Показательный момент — во второй части игры, при встрече мушкетеров десять лет спустя, весь диалог сводится к «привет-привет, пошли валить финального босса». Что каждый из них делал все это время и чем занимался, сценаристы не сочли нужным придумать.

FF XV

На этой картинке шесть одинаковых прохожих. Трое одеты в одинаковые розовые футболки (их сразу видно), еще трое носят одежду другого цвета, но лица те же

Ну и самые большие претензии к Final Fantasy XV касаются ее истории. Тут проблемы целых две. Первая — важнейшие вещи в «пятнашке» остаются за кадром. За кадром остается вся война Нифельхейма с Люцисом. За кадром остаются все события в Имперской столице. Был могущественный враг, и по мановению волшебной палочки его не стало. За кадром остаются травмы соратников. За кадром остается гибель персонажа, который нам помог и за которого предлагается переживать. За кадром остается побег важного заложника. За кадром остается гибель одного из саммонов — хотел бы я посмотреть, как обычным людям удалось это сделать. Игра просто не показывает нам ключевые сцены. Стоит ли писать, что нет никаких упоминаний действующих лиц Kingsglaive, как и самого отряда? Здесь на первом месте другая спецслужба Crownguard. Уже за это принято отвешивать авторам большие оплеухи.

FF XV

О, так старый Регис тоже когда-то путешествовал с Сидом и друзьями на той же машине? Что об этом надо рассказать игроку? Верно, ничего.

Те события, которые нам позволено наблюдать, слишком часто пополняют список здоровенных сюжетных дыр. Типа неожиданные повороты сливают с трудом выстраиваемый сеттинг и ломают геймплей, меняя открытый мир на унылый коридор унылого подземелья. Больше твистов богу твистов — вот девиз Номуры и Нодзимы. Неизвестно откуда взявшиеся чудо-способности главзлодея, кажется, стали традицией. А попытка воссоздать сцену с убиением Айрис выглядит настолько убого и нелепо, что рука так и тянется к лицу.

Само качество текста и поднимаемая проблематика рассчитана на 12-летних подростков. Рейтинг PEGI 16+ на коробке стоит по чистому недоразумению, интересные диалоги встречаются как оазисы в пустыне. Вдруг игра вспоминает, что Ноктис вообще-то стал королем, и дает ему возможность вести переговоры на высшем уровне. Приходится на лету учиться сочетать дипломатию и агрессию, чтобы завоевать доверие собеседника и заключить необходимый альянс. Превосходно построенная сцена, единственная за все прохождение. На этом сходство с FF12 заканчивается и продолжается приключение Лайтнинг в черных штанах. Заявленный тезис Final Fantasy for fans and first-timers нагло лжет — человеку, который видел классические части для PS1, сейчас больше 25 лет, и он не найдет для себя в «пятнашке» ничего стоящего.

FF XV

Покрасьте цветы в белый и замените героев на другие модели — получится сцена из Advent Children

Если кто-то надеялся, что JRPG изменятся и повзрослеют с выходом FF15, то Табата приготовил для вас сюрприз. Японцы еще глубже вгоняют некогда прогрессивный жанр в могилу, пытаясь на серьезных щах скормить нам примитивную и дырявую историю про буратин, живущих в мире, в существование которого невозможно верить. Пора признать, что Square не умеет делать современные RPG для сознательного возраста. Не получается ни нормально обновить классику (Star Ocean), ни создать что-то вменяемо новое (I Am Setsuna). В компании перестали понимать, за что люди любят ролевые игры. Вся деятельность Табаты сотоварищи напоминает культ карго — они пытаются следовать модным трендам и заодно собрать воедино куски из прошлых частей, но магии все нет. Нельзя построить самолет, просто сложив каркас из палок. Чтобы получился Ведьмак, нужно еще много ядреного горючего и вместо сердца пламенный мотор.

Забавно, что в начале лета на форчане появился слив от человека, работающего на Square или одного из ее подрядчиков. Он полностью, вплоть до деталей пересказал сюжет. Многие отказывались верить, что это правда — настолько сыро и косо все выглядело. В итоге слив полностью подтвердился.

Как и ожидалось, Final Fantasy XV не стоит потраченных на нее денег и времени.

ff15_07