Личные ощущения от VR шлемов

На только что прошедшей в Сан-Франциско Game Developers Conference гвоздем программы стала virtual reality. Число сессий и панелей, посвященных VR, зашкаливало. Организаторы на ходу меняли залы для докладов, потому что забронированные комнаты просто не вмещали всех желающих. Самые крупные стенды построили себе Oculus и PlayStation VR, прямо у входа в выставочную зону. Под демки от инди-команд был выделен отдельный угол. Некоторым счастливцам удалось попасть в будки производителей игровых движков — Unity, CryTek, Epic Games, — где проходимость была максимальной, и, как следствие, выше шанс быть замеченным прессой и инвесторами. Правда, очереди из желающих потестировать все это великолепие говорили об их востребованности красноречивее любого журналиста. Всем хочется поскорее перенести VR из экспо в свою гостиную.

PlayStation booth GDC16

Стенд Sony по размерам уступал разве что Oculus

У меня было совсем немного свободного времени — явно недостаточно для теста всех представленных продуктов, но вполне хватило для того, чтобы получить впечатления об основных игроках на рынке. И в первую очередь хочется сказать о шлеме, который доступен всем желающим уже сейчас.

Google Cardboard

Платформа Гугла является самым массовым VR решением, и 80% людей начнут свое знакомство с будущим именно отсюда. В современном смартфоне есть все, что нужно для виртуальной реальности: ретина дисплей, гироскоп и железо для хорошей картинки. Однако быстро выяснилось, что к железу предъявляются неслабые требования, и мой трехлетний iPhone 5 отказался запускать ряд приложений. Поэтому ощутить все прелести новой технологии смогут только обладатели свежих моделей от 5S и выше. Мне же пришлось взять демо-юнит Самсунга.

Google Cardboard

Схему Google Cardboard можно скачать и распечатать самому, если под рукой есть нужные материалы

Самым интересным ограничением Cardboard для геймдизайнера является отсутствие физического контроллера. Все управление ложится на два инструмента — гироскоп и линию взгляда игрока. Достаточно задержать взор на интерактивном объекте на две-три секунды, прогресс бар заполнится и случится взаимодействие. В игры я толком не поиграл, но насмотрелся разного видео контента. Уже сейчас ясно, что драйвером рынка станет именно Google, благодаря широкому распространению смартфонов и минимальным затратам со стороны самих владельцев аппаратов. Можно не сомневаться, что в течение этого года рынок наводнят китайские «шлемы» — пластиковые держатели с резинкой вдвое дешевле картонного конструктора.

Что касается контента, то тут его уже хватает: Netflix запустил свое приложение еще осенью, а буквально позавчера бесплатный раздел с соответствующими видео открыл PornHub. Также на сессиях засветилась большая делегация из HBO.

CryEngine GDC16

Толпа людей пришла посмотреть на VR демки на CryEngine (на заднем плане). Остальное никого особо, казалось, не интересует

Смартфоны — это здорово, конечно, но куда интереснее было попробовать в деле более серьезные устройства.

PlayStation VR

Sony представила свой шлем публике в первый день экспо, начав с небольшого (на 15 минут) брифинга для прессы. Наверняка вы его видели и уже откладываете к октябрю €450 на сам девайс и камеру к нему. Будучи большим поклонником PS на протяжении всех четырех поколений, я первым делом забукировал себе 15 минут общения с новинкой. Шлем оказался достаточно удобным — плотно прилегает к лицу и хорошо сидит на голове. Звук обеспечивала пара качественных наушников-мониторов. Разумеется, за такой короткий период полноценное мнение не составить, но в первом приближении устройство Sony мне показалось комфортнее, чем Oculus. Синяя подсветка вообще никак не мешает.

PlayStation VR

Счастливцы дождались своей очереди надеть PSVR

Возможность выбрать демку не предлагалась, и мне случайным образом достался RIGS — командный шутер с некоторыми киберспортивными задатками. Недаром он преподносится как спорт далекого будущего. Игрок выступает в роли пилота крупного меха. На большой многоуровневой арене, высоко по центру, висит кольцо — как только удается уничтожить несколько противников, игрок получает «овердрайв» и в этом состоянии должен добраться живым до кольца и прыгнуть сквозь него вниз. Тогда его команде засчитается очко. Враги, конечно, не спят и пытаются помешать наглецу всем своим арсеналом. Вооружены мехи двумя здоровенными пушками, висящими по бокам, и я вам скажу, наблюдать эти махины вблизи одно удовольствие. Есть возможность пойти в рукопашную плюс специальные абилки, которые даются после фрага. Матчи идут три на три, и в целом ощущения от RIGS напоминают чем-то Tribes и Titanfall. Впрочем, это чисто мои ассоциации.

RIGS Mechanized Combat League

RIGS. Может показаться, что тут бешеные скорости, но на самом деле они черепашьи. Хотя есть джетпаки

После того, как вау-эффект первых пяти минут прошел, наступило понимание, что RIGS вообще-то играется как самый обычный, рядовой шутер. Которому, кстати, отчаянно не хватает стрейфа: геймера вынуждают активно крутить головой, чтобы задавать направление движения. Не могу сказать, что готов отдать за эту игру $60, но ощущения от PSVR она вполне передает.

Что сразу бросилось в глаза после фокусировки шлема — графика. Дисплей поддерживает честные 1080p, но если на экране телевизора этого вполне достаточно, то при делении на каждый глаз разрешения не хватает. И дело не только в том, что игра любит делать мыльцо на дальней дистанции (а она любит): если после PS надеть Rift, разница заметна. К концу матча я привык к отрисовке и практически не обращал на это внимания, но она все-таки есть. По-хорошему, надо бы попробовать еще пару игр прежде, чем выносить окончательный вердикт, так как качество картинки не всегда зависит только от железа. Важно еще иметь прямые руки и выбрать удачный визуальный стиль.

Oculus Rift

С этим шлемом мне удалось пообщаться подольше и позапускать разные игры, поскольку Oculus не был заперт на одном-единственном стенде — девкиты лежали, например, и у Unity. У рифта, как сказано выше, картинка четче: по 1080×1200 пикселей на каждый глаз вместо 960×1080 у PSVR. Сначала я вообще подумал, что все идет в 4К. Еще из серьезных отличий отмечу встроенные наушники. С одной стороны, это удобно; с другой, крутой звук из них не выжать, и я бы предпочел использовать собственные мониторы. Куда больше мне не понравилось то, что справа и слева от носа остаются дыры, которые видно, если опустить глаза вниз. Раздражает не сильно, но что мешало сделать визор плотно примыкающим к лицу, как получилось у японцев?

Oculus Rift GDC

Двухэтажный стенд Oculus был самым крупным на GDC. Наверху несколько комнат для теста Rift, внизу — очередь на Gear VR

Поскольку Oculus создан для PC, то играл я с обычным боксовским геймпадом. По выставке ходили активные слухи, что почти наверняка в будущем шлем будет совместим с Xbox One

И первый тайтл — EVE: Valkyrie.

И я улетел в буквальном смысле слова. EVE напомнила мне Colony Wars времен первой «соньки», своим стилем и управлением в первую очередь. Восемь истребителей выделывают такие пируэты вокруг космической станции, что кружится голова даже с крепким вестибулярным аппаратом. Станция имеет сложную геометрию, позволяющую пролетать между отдельными ее частями и активно маневрировать, словно в последних Звездных Войнах. Для полного веселья вокруг разместили пояс астеройдов. Разумеется, столкновения с ними приводят к самым печальным последствиям для корабля. Игрок вооружен лазером и самонаводящимися ракетами: наведение работает, пока вы держите взглядом прицел на противнике. Если создатели Valkyrie озаботятся не только мультиплеером, но и хорошей сюжетной кампанией, то EVE однозначно надо будет брать.

EVE Valkyrie

EVE: Valkyrie — увы, скриншот даже близко не передает восторга от процесса

Второй демкой стал Eagle Flight от Ubisoft. Проект пока находится в pre-alpha стадии и в лучших традициях Ubi выйдет на все VR платформы разом. В данном случае контроллер не нужен совсем — над небольшим, но очень красивым и ярким Парижем я парил исключительно благодаря движениям головы. Геймплея в симуляторе орла мало (альфа, как-никак), поэтому посетителям предлагали наслаждаться ощущением полета. Летать, конечно, приятно.

Те несколько миссий, что успели подготовить к GDC, отличались невероятно короткой продолжительностью. Разнообразием они тоже не страдали, но в VR формате даже простые вещи, вроде преследования других птиц или гонки по чекпоинтам, воспринимаются иначе. Свежо. Могу посмотрить, что спустя год после покупки шлема в сторону Eagle Flight никто не посмотрит, а вот новички свою порцию удовольствия получат.

Eagle Flight

Eagle Flight

В основе следующей игры — шутера Damaged Core, — лежит странная фишка «скакать» по сознанию противников, занимать их тела и таким образом перемещаться по уровню. Ногами же бегать нельзя, поэтому со стороны это выглядит как старый рельсовый тир или уровень с зенитками в Call of Duty десятилетней давности. Захватывающе? Не очень. К тому же буквально после первых пяти минут случился какой-то глюк с камерой, и все пространство перед глазами заполнила могучая спина подконтрольного перса, начисто лишив обзора. Пришлось демо вырубить. Жаль, что на доставшейся мне машине не стоял Adr1ft — лучше бы его попробовал.

Совсем рядом Unity показывали VR квест с прекрасным названием I Expect You To Die. Это одна из немногих игр, что я видел на GDC, которая использует специальные манипуляторы Oculus Touch. Геймплей прост как две копейки: находясь в закрытом помещении, будь то комната или салон автомобиля, нужно решить головоломку и выбраться. Герой практически недвижим, зато может взаимодействовать со всем окружением — брать в руки предметы, открывать ящики, нажимать на переключатели и тому подобное.

I Expect You To Die

I Expect You To Die вживую выглядит не сильно лучше

И вот тут хочется бросить камень в огород Oculus. Можно называть свои сенсоры красивыми словами вроде Constellation, но в данном конкретном случае они отслеживали положение хуже сраного кинекта. Взять предмет и положить его на нужное место получалось с пятого или шестого раза. Может быть, дело в привычке, но за четверть часа я так и не смог понять, когда я уже дотянулся до рычага, а когда — нет. Борьба за выживание в игре превратилась в борьбу с управлением. Никогда так не хотелось снова ощутить в руках нормальный джойстик.

Пожалуй, если не считать EVE, больше всего впечатлений осталось после Narcosis. Наркозис делается небольшой калифорнийской студией Honor Code из восьми человек, и изначально начинался как студенческий проект. Вдохновлялись ребята первым Биошоком и относительно свежей SOMA: тут предстоит опробовать себя в шкуре дайвера и опуститься в подводный комплекс, где произошла некая авария. Коридоры затопило, в залах прямо перед лицом проплывают рыбы и разные мелкие вещи. Кажется, будто их можно потрогать рукой — так все реально, — а во время регулярных подземных толчков веришь, что тебя сейчас заживо погребет под обломками труб и оборудования, падающего с антресолей.

Narcosis

Narcosis. Вроде ничего особого, но в VR формате вставляет неслабо

Вскоре герой понимает, что вокруг творится нечто странное, мистическое, и спасать уже нужно не команду комплекса, а себя любимого. Кислород в баллоне за спиной имеет свойство заканчиваться: запасы нужно пополнять, рискуя потревожить всяких морских тварей. Хорошо, что в отличие от той же SOMA здесь можно за себя постоять. И все же на текущем этапе Narcosis тяготеет больше к хорорру, чем к шутеру. Проект здорово заинтересовал — даже маленький кусочек выглядит очень атмосферно, хотя девелоперам еще предстоит серьезно поработать над интерфейсом и придумать что-то получше банальных скримеров. Сюда однозначно просится психологический хоррор, создающий напряжение аля Alien Isolation или P.T.

Что же брать

К сожалению, плотный график не позволил потрогать руками Samsung Gear VR и HTC Vive, поэтому о них ничего не скажу. Oculus определенно понравился, останавливает лишь необходимость покупки подходящего системника — камень Intel i5, GTX 970, мать с USB 3.0 и 8GB памяти буквально удваивают, а то и утраивают ценник на комплект. Тратить же больше 100К на VR я не готов, так что оптимальным решением для себя вижу вариант от Sony, даже несмотря на менее крутую картинку и не такую обширную стартовую линейку. Впрочем, даже если захотеть Rift, то получить его апреле-мае не выйдет — все юниты раскуплены, сейчас предзаказы идут уже на июнь. Торопиться нет смысла, можно пока побаловаться с Cardboard.

Еще одна причина, почему не стоит сломя голову бежать за предзаказами — отполированных AAA-проектов очень мало. Большинство представленных игр тянут максимум на уровень PS3, а отдельные тайтлы вообще умудряются выглядеть портами с PS2 и пытаются выехать на вау-эффекте от первого погружения в VR. Разработчикам только предстоит научиться работать с железом так, чтобы шлем выдавал красивую и при этом стабильную картинку. Уверен, что к ближе к зиме ситуация изменится: на выставке было преставлено очень много интересных прототипов разной степени готовности, с крутыми идеями, и из них могут получиться хорошие игры уже в этом году.

Подводя итог, свой новогодний подарок я уже выбрал.