Конец консольных войн

В 1992 году философ Фрэнсис Фукуяма публикует знаменитую книгу «Конец истории и последний человек». Основная идея книги — нет смысла противостоять либеральной демократии. Человечество достигло пика своего социального развития, и демократия выступает самой естественной, правильной и устойчивой формой общества. В будущем, по Фукуяме, не должно быть войн и революций: недавний распад Советского Союза наглядно показал всем, что любая идеология в конечном счете не выдерживает столкновения с западной демократической моделью. Значит, нужно принять западные ценности и больше не страдать ерундой. История знатно посмеялась над идеями философа, наполнив последующие 25 лет огромным числом конфликтов как раз на идеологической почве. Ошибка Фукуямы была в том, что он делал поспешные выводы, находясь под впечатлением от происходящего на его глазах. Аналогичная картина сегодня разворачивается совсем в другой сфере — речь о Microsoft и ситуации с Universal Windows Platform.

Nadella CEO

Нынешний CEO Microsoft Сатья Наделла

В начале марта «корпорация зла» анонсировала UWP и планы по объединению Xbox с PC в рамках единой платформы. Следуя логике, почти все приставочные эксклюзивы появятся на персональных компьютерах. Сама консоль станет модифицируемой: подробностей пока нет, но уже ясно, что Xbox перестанет быть фиксированной конфигурацией железа — то есть перестанет быть тем, ради чего многие вообще делают свитч с ПК на приставки. Блогосфера заговорила о смерти ящика. Если приставка потеряет свои эксклюзивные игры и станет подвергаться регулярным апгрейдам, зачем ее вообще покупать? Если еще вспомнить о полном провале Wii U (10 млн. проданных коробок, вдвое хуже Xbox One), то можно, действительно, говорить о конце консольных войн. Берем по плейстейшен и расходимся, парни.

Подлил масла в огонь еще один факт: насмотревшись на Apple, Microsoft было задумала сделать UWP закрытой. Игры просто не будут запускаться, если они не скачаны из магазина MS и не подписаны соответствующим образом. Добро пожаловать в прекрасный мир DRM защит. А чтобы никто не смог отказаться от такого сказочного подарка, вся эта история придет на ваши компьютеры вместе с Windows 10 и DirectX 12. Те, кто пытается хвататься за Windows 7, в конце концов просто лишатся свежих игр (требующих Win10 и DX12). Прозорливые люди предвидели такие повороты и давно сделали Steam Machine и Steam OS, чтобы их основной источник денег не накрылся медным тазом. Другие, как Тим Суини из Epic, бьются в истерике и пытаются повлиять на MS через общественное мнение. Сама компания пока не акцентирует внимание на данной детали и может даже оставить платформу открытой: естественный ход вещей сам приведет UWP к доминирующему положению.

WIndows 95 presentation

Билл Гейтс (слева) и комик Джей Лено (справа) во время презентации WIndows 95, 24 августа того самого года

Надо сказать, мы сами с радостью приняли тот инструмент, которым теперь нас угрожают взять за яйца. Двадцать лет назад Microsoft буквально создала современный ПК-гейминг, выпустив операционку Windows 95. В ней было достаточно нововведений, но одним из самых значимых для разработчиков игр стала библиотека DirectX. В древние времена DOS игры напрямую обращались к памяти, видеокарте и прочему железу, из-за чего совместимость с разными машинами была так себе: например, игра могла не поддерживать звуковую карту и вместо нее начать использовать встроенный в материнку спикер. Особенно круто было обнаружить это поздно вечером, когда родители ложились спать. Новая ось запретила такие штуки, выдав для подобных целей набор API, которые и получили название DirectX. Библиотека стала своеобразной прослойкой между программной и аппаратной частью, превратившись в стандарт и позволив упорядочить разработку под ПК. Благодаря ей, к началу нулевых мы получили огромное число первоклассных компьютерных игр.

Поворотной точкой стал 2001 год, когда Редмонд решает выйти на консольный рынок и являет миру DirectX-box, или просто Xbox. В отличие от доминировавшей тогда PlayStation 2 с ее уникальной архитектурой, сердцем ящика выступал обычный Intel Pentium 3 на пару с GeForce 3, а над ними возвышался знакомый всем интерфейс DirectX. Поскольку новейшая консоль на деле оказалась стремительно устаревающим ПК, сформировать ее библиотеку не составило особого труда. Достаточно было завезти чемодан наличных студиям, чтобы те озаботились портированием своих вышедших ранее на Windows хитов, а иногда даже согласились сделать новый проект временным эксклюзивом. Не все ПК-геймеры смогли устоять от соблазна — даже авторы Игромании, в те годы не упускавшие ни одной возможности пнуть консоли, купили вражескую иск-коробку ради того, чтобы окунуться в Knights of the Old Republic на полгода раньше. Ну а с последующей системой Майки вообще сорвали банк — Sony наделала глупостей c запуском PS3, да еще и отложила его на год.

Все эти факты достаточно хорошо известны. А что же в то время происходило с компьютерными играми? Во многом благодаря консольной политике Microsoft они изменились до неузнаваемости. Исчезли из поля зрения заточенные под ПК симуляторы и ролевые игры, с кучей иконок в интерфейсе и размазанным по клавиатуре управлением. Новое поколение TES, Deus Ex, Fallout имеет корявый консолезированный инвентарь. Пропали бешеные скорости Quake 3 и Unreal, рассчитанные на wasd и мышку, — шутеры ощутимо замедлились и адаптировались к геймпадам. И теперь вы все чаще играете на своем компьютере с джойстиком от Xbox или дешевым аналогом. Это и есть результат отхода от переживавшего бум пиратства PC в сторону приставок, где возможен относительно легкий контроль за оборотом софта, а прибыли куда выше.

Xbox original reveal

Анонс самого первого, оригинального Xbox

К концу нулевых игры на консоли и ПК настолько сблизились по своей форме, что кросс-платформенные релизы перестали быть проблемой. Наоборот, они стали желаемым событием, поскольку портировать готовый продукт на еще одну платформу и заработать больше денег стало значительно проще. Одновременно в MS поняли, что над рынком пора возвращать контроль.

Первую робкую попытку компания предприняла в начале 2007 года, внедрив систему сертификации Games for Windows. Участие в ней было добровольным, но давало разработчику кучу бонусов: от организации кросс-платформенного онлайна через Live до поддержки контроллеров Xbox 360, что для портов очень кстати. Программу закрыли три года назад, а теперь мы наблюдаем новый, более серьезный заход. Здраво рассудив, что в эру цифровой дистрибуции управлять сегментом ПК проще, а лонч последней консоли Дон Мэттрик все равно запорол (и спокойно свалил потом в Zynga), Microsoft решает перестать стесняться. И понятно, почему: дистрибуция — это не только 30% от прибыли издателя, это еще и контроль за трафиком, то есть геймерами. Всевозможные акции, бонусы, скидки и кросс-промо между дружественными продуктами легко организовать, имея собственный магазин на машине игрока. Занимаются этим не только крупные ребята вроде Габена с Ubisoft, но даже наш Mail.Ru c их Игровым центром, полным чужих free-to-play игр на оперировании.

Поэтому неожиданным ход MS стал только для тех, кто плохо следил за происходящим, наивно думая, что его системный блок навсегда останется свободной флибустьерской гаванью. Это не внезапный поворот, а целенаправленное продолжение почти десятилетней политики. Компания от нее не откажется и не отыграет все назад. На завершившейся на прошлой неделе GDC 16 положение вещей зафиксировали: одна ось, одна платформа для приложений, один магазин для Xbox, Windows и ряда мобильных устройств на WinPhone. Уже этим летом.

GDC 16

Суть политики MS одним слайдом

Если кто думает, что врагу не сдается наш гордый Варяг, и герильос на ПК будут сопротивляться до конца, то его ждет жестокое разочарование. С точки зрения бизнеса среднестатичного девелопера, universal platform — это гениальный ход. Объединение свыше 200 млн. компьютеров под «десяткой», 20 млн. консолей и еще неизвестного количества смартфонов в рамках одной OS позволяет без проблем и с еще меньшими затратами создавать кросс-платформенные приложения, а потом поддерживать этот единственный билд патчами и платным контентом. Единая платформа также упрощает доступ к колоссальной аудитории, и глуп будет тот разработчик, кто откажется этим воспользоваться. Разумеется, UWP сохранит возможность разрабатывать игры, скажем, только под Xbox, но зачем так делать, если можно увеличить базу игроков на порядок одним простым движением? Связующим звеном выступает сервис Live, не только отвечающий за мультиплеер, но и за полноценную связку ранее несовместимого железа: перенос сейвов, синхронизацию контента, общее «облако».

Даже не прибегая к напугавшей всех цифровой подписи, UWP естественным образом отнимет долю Steam и более мелких магазинов, постепенно сократив число их пользователей до статистической погрешности. Она позволяет дешевле и быстрее создавать игры, легче их продавать и больше зарабатывать. На GDC новости от Microsoft встретили с воодушевлением. Означает ли это, что персональные компьютеры и консоли, какими мы их знаем, доживают последние дни?

Как и Фукуяме в 92-м, сейчас многим кажется, что да. Sony проще присоединиться к системе, чем противостоять — американский гигант уже предложил организовать единый мультиплеер между Live и PSN, тем более что общая мультиплатформа составляет основу библиотеки и двух враждующих консолей, и PC. С пришествием VR появится еще один повод наводить мосты. В стороне остается Нинтендо, но в грибном королевстве не все спокойно: смартфоны давят 3DS, а второй провал домашней системы подряд может отправить Большую Н вслед за Сегой на скамейку запасных. Разум подсказывает, что здоровую конкуренцию нельзя остановить. И все же пока не видно решительно ничего, что могло бы помешать светлому триединому будущему, в котором выбор железа зависит только от формы предпочитаемого геймпада и логотипа на коробке. Остается лишь сесть и смотреть, как именно реальность ближайших лет разобьет на осколки этот тщательно выстраиваемый Майкрософтом мир.

Ваши билеты в первом ряду. Наслаждайтесь.