Пансексуальные гендерфлюиды в игровой индустрии

Дисклеймер: автор этого текста выступает против любой дискриминации и поддерживает права меньшинств, если эта поддержка не принимает чересчур радикальные формы.

Я давно хотел написать текст про современный левый дискурс в западном обществе и его влиянии на игровую индустрию, как тут подоспел прекраснейший повод в лице Mass Effect Andromeda. Совершенно неожиданным образом в ней оказались отвратительные модели персонажей и кривые анимации, над которыми в голос смеется весь интернет. Блогеры быстро раскопали в сети аккаунты некоей девушки-косплеерши, работавшей на EA — эта красавица полгода хвасталась в соцсетях тем, что ее взяли на должность lead facial animator для работы над Андромедой. Неизвестно, был ли у нее до этого опыт в разработке игр, да и вообще не понятно, какую именно роль она на самом деле играла в канадском подразделении компании, но твиттерским это неважно: они сложили два плюс два, обрушились на Bioware Montreal и прошлись катком по самой косплеерше. Студия и пресса вместо того, чтобы ответить на претензии игроков по существу, завели стандартную левую песню про то, что «белые мужчины харассят бедную девушку». А с игрой все в порядке, ага. Короче, в индустрии назрел очередной скандал.

ME Andromeda

В ME Andromeda действительно полно технических проблем, но на картинке их нет. Данный дизайн был выбрал сознательно

На такие пассажи реакция российских игроков обычно выражается недоумением в стиле «они что там, охуели в конец?». Аналогично мы реагируем на персонажей нетрадиционной ориентации в новой диснеевской «Красавице и Чудовище» или на каминг-аут одного из рейнджеров в новом фильме «Power Rangers». Разумеется, в обществе, где традиция «бей бабу по ебалу» теперь даже не является уголовным преступлением, современные западные идеи о гендерном равенстве не то чтобы не приемлемы — они не понятны в принципе. В глазах российского обывателя проблем с притеснением женщин или геев нет, зачем вообще заострять на этом внимание? Однако будучи потребителями западного контента, нам все чаще придется сталкиваться с проявлениями левых идей в произведениях западной массовой культуры. Как я уже упоминал, это актуальная повестка для современного американского общества, и не похоже, что в ближайшее время она изменится.

Видеоигры являются непосредственной частью массовой культуры и не могут оставаться в стороне от общественного дискурса. А под дискурсом сегодня понимается агрессивный феминизм, пансексуальные гендерфлюиды, rape culture в университетских кампусах, харассмент и вот это все. Игры, собственно, в стороне и не остались — в 2014 году уже случился gamergate. В основе геймергейта, напомню, лежала идея объективации женщин в видеоиграх, которые вместо полноценных персонажей предстают объектом для удовлетворения половых инстинктов мужской аудитории. Ну то есть вместо сильной и независимой Лары Крофт твари-разработчики делают очередной фетиш-файтинг Dead or Alive с полуголыми анимешными девицами и качающимися сиськами — на костер их! Подробности того скандала пылятся в архивах на вики, и у нас об этом уже давным-давно забыли.

А вот в Америке нет. Поэтому хорошо бы нам всем оценить последствия.

Bioware Artists

Sam Maggs (слева), младший сценарист Bioware, автор феминистской книжки Wonder Women, заявлявшая будто ее «виртуально изнасиловали» в GTA V, и Manveer Heir (справа), геймдизайнер Bioware, с прекрасной кружкой

У истоков геймергейта стояла американская журналистка Анита Саркисян, ранее абсолютно неизвестная широким массам. Однако с того самого момента карьера Аниты стремительно пошла вверх. Куча мейнстримных медиа — от Wired, Guardian и Rolling Stone до Wall Street Journal и NY Times, — просит ее написать колонку или дать интервью, всевозможные конференции и конвенты зовут к себе в спикеры. Аниту приглашают выступить с речью в ООН. Вот они, успех и слава! Параллельно г-жа Саркисян создает некоммерческую организацию Feminist Frequency, чтобы образовывать диких американок по части гендерных стереотипов и борьбы с неравенством. Например, недавно FF и сочувствующие ей доебались до сериалов — мол, в них слишком много белых актеров. Ребятки из Marvel, неужели вы думали так просто соскочить с темы, сняв унылый и затянутый Luke Cage? Ха-ха. Ну и конечно же некоммерческая Feminist Frequency активно продолжает доебываться до всех игр, до которых может дотянуться, собирая донат с индоктринированных последователей и продавая 100% феминистский мерч в своем магазине. А также, само собой, очень сильно не любит Трампа.

И это не деятельность единичных фриков. Это уже реальность. Не успели начаться дискуссионные панели на Game Developers Conference в этом году, как в инстаграме пошли посты с жалобами на дискриминацию. Что же так задело участников? Подсказка: четверо из пяти панелистов — белые мужчины. Да, это пишут люди, непосредственно причастные к игровой индустрии, оплатившие пасс за восемь сотен долларов, supposed to be профессионалы. В соседних залах идут лекции о том, как учить нынешних студентов, будущих разработчиков, затрагивать «социально значимые» проблемы в своих играх. Приведу дословную цитату: «С точки зрения морали безответственно выпускать в мир студентов, не объяснив им, что их продукт существует в широком социальном контексте. Мы должны научить их серьезно задумываться над этим, проявлять неравнодушие».

Другая выступающая (а они обе девушки) дает более конкретные советы: использовать обезличенные или женские местоимения (they/them, she/her), давать в своих играх возможность высказаться женщинам и другим маргинализированным группам, поощрять критическое восприятие риторики в чужих играх, постоянно применять феминистскую методологию в обучении, даже если речь идет не о феминизме совсем. На выходе из зала слушатели могут пройти в gender neutral туалет.

Diversity

Собственно

Куда доводит либеральная логика — известно. Недаром в последнее время столько разговоров о микроагрессиях и rape culture в американских вузах. Под микроагрессиями в данном контексте понимаются слова или действия одного человека, которые якобы непроизвольно оскорбляют или могут нанести эмоциональную травму другому человеку. Например, вы видите девушку с тяжелой сумкой и от чистого сердца предлагаете свою помощь, а в ответ прилетает «это потому что я девушка? Считаешь нас слабыми?! Мизогинист херов!». Или, скажем, вы ведете занятия по литературе и разбираете «Великого Гэтсби», после чего к вам подходят студенты и просят исключить данную книгу из курса из-за сцен домашнего насилия. «Меня били в детстве, и Гэтсби вызывает у меня приступы депрессии, не хочу его читать». Поздравляю, вы проявили микроагрессию. За это могут даже уволить. Женщины поголовно жалуются на «изнасилование взглядом» — это уже по части rape culture. А уж если вы в штате Нью-Йорк некорректно обратитесь к гендерфлюиду, то готовьтесь продавать квартиру — вас могут оштрафовать на 250 тысяч долларов. Потому что штат признает существование 31 гендера, да. Неудивительно, что на GDC каждому предлагали прикрепить к бейджу стикер с желаемым способом обращения.

Diversity

Did you just assume my gender?!

Разумеется, в программе последней GDC нашлось место множеству секций, посвященных diversity и всевозможным проблемам женщин, LGBT, евреев, пакистанцев и прочих меньшинств в индустрии. Причем спикеры — все такие профессиональные леваки, CEO и фаундеры разнообразных некоммерческих организаций с километром регалий: член тут, участник там, почетный посол в ООН и так далее. Организатором все этого многообразия является International Game Developers Association.

IGDA — довольно любопытная структура, имеющая ветви в нескольких десятках стран. Она объединяет специалистов различного плана — кодеров, геймдизайнеров, сценаристов, композиторов, маркетологов и прочих, — которые так или иначе связаны с индустрией, помогая им развиваться в карьерном и профессиональном плане. Ассоциация, понятное дело, некоммерческая и существует на членские взносы, каковых набирается примерно на полмиллиона в год. При этом IGDA не является профсоюзом и не выбивает у капиталистов вроде EA зарплату повыше или 5-часовой рабочий день, потому что деятельность профсоюзов в США регулируется отдельным и достаточно строгим законодательством. IGDA действует через медиа и навязывает свою повестку сообществу, выступая информационным спонсором и частично организатором таких крупных площадок, как E3, GDC и европейский Gamescom. Попробуйте уволить ее функционера с работы — и мигом получите скандал в прессе за проявление агрессии, дискриминацию по экзотическому признаку и расизм.

Diversity

Анита Саркисян (справа) и ее духовные последователи в инстаграме

Официально IGDA занимается построением сообщества профессионалов, акцентирует внимание индустрии на актуальных социальных проблемах, борется с цензурой (!) и прочими нехорошими вещами. В реальности — растит влияние и зарабатывает на этом деньги, попутно рапортуя о росте числа LGBT-работников в компаниях, сотрудничающих с ассоциацией, и поддерживая ResistJam. Джэм — это конвент, где разные разрабы собираются вместе и делают игры. В данном случае — в противовес набирающему обороты авторитаризму. Исполнительный директор Кейт Эдвардс на презентации ежегодного отчета отметила: «Ну вы поняли, о ком идет речь». Хэштег #resist выдает тысячи антитрамповских твитов. То есть теперь у нас Трампа сравнивают с Волдемортом, Тем-Кого-Нельзя-Называть. На это один из присутствующих (кстати, иммигрант) осторожно заметил, что для организации, борющейся за разнообразные права и против радикализма любого толка, странно занимать настолько радикальную позицию. Особенно учитывая тот факт, что половина страны имеет иную точку зрения и голосовала за другого кандидата. На этом моменте Кейт аккуратно свернула в сторону и предложила критику устроить свой джем, в поддержку дяди Дональда.

Diversity

Кейт Эдвардс, IGDA Executive Director, любит путешествовать и лично объединять девелоперов

Особенно здорово работает тема с международностью. Что может ассоциация дать своим членам в таких странах, как Нигерия, Сенегал, Палестина, Колумбия или Перу? Замечательную скидку в 10% на Unity Pro, которая появилась только в этом году? Есть куда более ценная вещь: наличие положительной характеристики от IGDA сильно влияет на решение Иммиграционной Службы США о выдаче рабочей визы разработчикам-мигрантам. От которой рукой подать до вида на жительство. И тут мы подходим к главной мысли.

Мысли о том, что в современном западном мире есть огромная прослойка либерально настроенных людей, леваков, которые активно эксплуатируют и радикализуют либеральную повестку, чтобы на этой волне получить деньги, власть и влияние. Анита Саркисян встает грудью за угнетенных женщин — и за это получает мировую известность, статус, гонорары. Функционеры IGDA, когда-то создавшие саму GDC, активно продвигают идеи феминизма и защиты прочих меньшинств — и получают влияние на индустрию, власть над частными компаниями и доход. Разумеется, интерес этих замечательных людей состоит в том, чтобы разнообразных меньшинств и угнетенных было как можно больше. Чем активнее ты борешься с дискриминацией в индустрии — тем больше у тебя медийный вес, издательства предпочитают дружить и вежливо общаться, а сторонники спешат с донатами, зная, что причастность к модному движению помогает продвинуться наверх по карьерной лестнице или получить визу.

Западные компании очень боятся скандалов, а современные либеральные медиа могут легко обрушить биржевую стоимость и сравнять репутацию с землей. Посмотрите, как они прессуют того же Трампа. Им удается даже нападать на правого публициста Майло Яннопулоса, известного тем, что тот открытый гей и любит большие черные члены. Казалось бы, как обвинить такого человека в дискриминации? Но пресса и тут не подкачала, подведя Майло под педофилию. Поэтому в спонсоры толерантной конференции GaymerX быстренько записались Ubisoft, Intel, Blizzard и еще куча известных контор. Правда, неожиданно выясняется, что те же организаторы GaymerX без сантиментов банят всех геев, права которых они якобы отстаивают, если те придерживаются консервативных правых взглядов. То есть не готовы кричать на каждом углу «Меня угнетают, потому что я гей!». Если это не иллюстрация цинизма и двуличности носителей либеральной идеологии, то я не знаю, что еще привести в пример.

GaymerX

Типичная панель спикеров на GaymerX

Обратной стороной всего вышесказанного является тот факт, что подобные структуры привлекают профессионально некомпетентных и ленивых людей. Достаточно быть активистом и кричать правильные лозунги — и карьера тебе обеспечена. Ты можешь не создать ни одной игры, вообще не уметь что-то создавать, но зато разгуливать c табличкой IGDA VIP Member и учить других жизни. Достаточно повыступать на слетах феминисток — и спокойная должность где-нибудь в HR-подразделении PlayStation гарантирована. Левые организации держатся за таких спикеров руками и ногами, поскольку они не только помогают поддерживать нужную повестку, но и позволяют реально влиять на кадровую, творческую и иную политику студий. Поэтому не надо удивляться, когда компании начинают брать на роль ведущего аниматора девочку-косплеершу, а в самой игре куча всевозможных гомо-, гетеро-, пан- и прочих сексуальных отношений. Возможно, они просто не могли сказать «нет».

Простым российским игрокам придется сидеть и ждать, когда западное общество выработает некий новый консенсус по поводу приемлемых и неприемлемых социальных норм. Да, время господства белого мужика средних лет в Америке прошло. Тем не менее, текущая ситуация тоже является довольно экстремальной. Пока массовая культура пытается установить новые границы и табу, нам будет полезно осознать корни этих явлений и выработать свое отношение к ним. Я искренне надеюсь, что здравый смысл возьмет верх над конформистскими решениями добавить в сюжет трансгендера для галочки. Кстати, не метафора, а вполне себе реальный кейс — один из NPC в Андромеде добавлен исключительно ради гордого заявления «я транс и поэтому я здесь».

У тех, кому такая реальность не по душе, есть возможность обратить внимание на восток, где создатели Bayonetta или Nier: Automata не занимаются подобными глупостями. Впрочем, у японцев свой особый менталитет, и я совсем не уверен, на чьей стороне забора трава зеленее.

  • Pavel Ovchinnikov

    Да, придется скоро играть только в японские игры и восточноевропейские игры.

    • Marat al Fattakh

      Вынужден Вас огорчить, например, в Японии была запрещена игра, потому что группа активистов в обращении к премьер-министру Японии заявила протест, связанный с нарушением Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В игре, понимаешь, женских персонажей обижали. То что в каких- то играх мужчин вообще убивают, причём только мужчин ни у кого не вызвало проблем.
      Авторы игры пытались воззвать к здравому смыслу написав аудиоспектакль, где персонажи игры, раз уж у них есть права, требуют ещё и право голосовать.

      • Ого, а что за игра?

        • Marat al Fattakh

          Ну, например, Rapelay

  • Абсолютное большинство игр все же далеки от всего этого, а те кто пытается играть на этом поле, достаточно скоро понимают что поле — «минное» и если проект говно, то никакой толерастией его не вытащить.
    P.S. А игроки лучше бы больше играли (просто игноря, пришедшиеся не по нраву проекты), чем обсуждали всяких мудозвонов в сети — глядишь и не было бы у тех никакой популярности…

  • alina brazdeikene

    Хочу пожать руку автору.

  • driverrm

    Еще можно упомянуть игру Gone Home, инди-поделку, разработанную сайтом Polygon, которой эти сектанты раздали десятки и goty из-за того, что там были героини лесбиянки.

  • вот так каждый раз читаешь подобные статьи, киваешь, соглашаешься. говоришь спасибо автору. (спасибо, автор!)

    а потом вспоминаешь, что в мире примерно 50% девочек, но в искусстве (и не только играх) почему-то не 50% девочек-протагонистов — и не находишь в себе сил в полной мере заклеймить всех этих борцов за добро и справедливость. потому что даже если это просто циничная машинка по производству скандалов, где-то там в её недрах есть здравые зёрна и идеи, выбросить которые, конечно, никак нельзя. и тут картинка, увы, усложняется.

    • Картина, безусловно, непростая, и здравая идея в основе феминизма есть.

      На счет искусства я бы поспорил. Смотря какое искусство, и как его считать. Мне кажется, основной вопрос в том, кто является потребителем этого искусства. Если, например, традиционно сложилось, что читателями комиксов в Америке были юноши-подростки, то там и получалось так, что подавляющее число супергероев — мужчины. Девочкам вообще не очень интересно все это было.
      Аналогично с играми — совсем необязательно 50% протагонистов должны быть девушками. Хотя бы потому, что доля тех же девушек среди геймеров (покупателей) вовсе не 50%, а сильно меньше. Но в последние годы социальный граф меняется, появляется отдельный типаж gamer girl. И мы видим, как число женских протагонистов растет. Даже выходят такие крутые проекты, как Life is Strange, где режиссеры — два мужика. Меняются запросы общества — меняется и массовая культура. Просто кто-то реально продвигает идеи, выпуская произведения, а кто-то поднимает хайп и собирает с него дивиденды.

      За доброе слово спасибо)

      • вы снова упрощаете :)

        1. это стопроцентно капиталистический подход, рука рынка типа рассудит. я не считаю, что в сфере искусства строго капиталистический подход оптимален. капитализм жрёт разнообразие (а потом все ноют, что ААА-игры однообразные и не рискуют). например, многие национальные кинематографы живут на дотации, потому что иначе выжил бы только Голливуд. и это не пилёж грантов, это нормально.

        2. вы исходите из предпосылки о том, что в игру интересно играть только персонажем своего пола. это фраппирует меня куда сильнее, чем п. 1, если честно, ибо п. 1 является изрядно дискуссионным. но вот эта предпосылка… я бы сказала. что именно она — первое, от чего стоит отучать. иначе никакого кругозора ни у кого никогда не будет :) соответственно: ну и что, что аудитория игр — мальчики? почему мальчики не могут играть в девочек? я не могу придумать этому достойного оправдания. только недостойное: умственную леность.

        в конце концов, искусство нужно именно для того, чтобы эмулировать опыт, невозможный в реальной жизни. вот он, ваш шанс! :D

        3. это несимпатично вам, это несимпатично мне, но хайп и говнения необходимы для раскачивания лодки. а без раскачивания лодки большие капиталистические компании из п. 1 никогда не дадут денег творцу, который просто хочет сделать произведение, продвигающее относительно свежую идею. потому что — всё ещё по п. 1 — они не рискуют.

        • Давай на ты)

          1. возможно, что правда твоя. Я человек маркетинга до мозга костей — верю в рынок и ищу, кому выгодно. Про Европу не скажу, но у нас обычно кино на господдержке никуда не выстреливает и никому особо не нужно. С голливудом лучше бороться так, как это делает Майор Гром, например. Без копейки госденег, но зато с талантом.
          2. Кстати нет. Я первый и третий Dragon Age прошел за девушку-эльфийку. И многие парни отлично играют за девушек — продажи томб райдера тому пример. Нам очень нравится) Но еще большему числу парней нравится отождествлять себя с крутым Кратосом, спецназом в колде или четкими пацанчиками из GTA. Тут уж ничего не поделаешь. Самцы.
          3. Творец всегда может пойти на кикстартер и раскачивать лодку в позитивном ключе, хорошим примером. Найти денег на хорошую игру в 2017 году не проблема. Если хочется заявить о себе, что-то сказать игроку — нужно брать и делать. Заявлять. Путь хайпа тоже понятный, но тогда случаются вот такие вещи, как описал в тексте.

          • давай :)

            1. ты оцениваешь достоинство художественного произведения сугубо деньгами, которые оно заработало. я — нет, потому что больше всего зарабатывают крепкие середнячки (и периодические удачные выстрелы), а двля меня крепкие середнячки — наименее интересные культурные явления.

            2. парни, радостно играющие девочками, — это прекрасно! возвращаюсь к изначальному вопросу: так почему девочек-протагонистов — не 50%? «тут уж ничего не поделаешь» — не аргумент. во мне нет ни симпатии, ни снисхождения к людям, которые умеют только в одну фантазию. (заметь — я же не требую от каждого любить ту же Gone Home, вовсе нет. но нормальный, широко развитый человек, на мой вкус, может быть и спейсмарином, и девицей-андроидом-с-воооот-такой-катаной. и всем надо стремиться НУ ХОТЯ БЫ к такой широте взглядов.)

            3. ох, ты знаешь, мой взгляд разработчика отличается от твоего. накраудфандить относительно легко только на маленькую игрушку. кажется, крупнейшие успехи краудфандинга — это Брайан Фарго, но даже у него же были внешние инвестиции.

            кстати, самое время отметить: я не испытываю вот ваще никакой субъективной симпатии к любящим поорать кликушам. к ним сложно испытывать симпатию. но если судить не по словам (а медиаскандалы, срачи в твиттере, панели на GDC — это всё трёп и не более), а по результатам, что плохого от них исходит? игры (в том числе большие) становятся немного разнообразнее, геймеры становятся разнообразнее… разве это всё — не хорошо?

          • В соседнем посте «почему не получаются игры в России» у меня была тоже очень увлекательная дискуссия с девелопером. Люблю, когда такие дискуссии случаются)

            1. Согласен. Я тоже не люблю мейнстрим и люблю искать интересные штуки за пределами ААА проектов. Просто когда я говорил про рынок — я не совсем про деньги. Я про то, что если проект из себя что-то представляет, то он обязательно найдет своего «покупателя», аудиторию — это будет виралка, или пресса, или комбинация того и другого. Хорошие интересные инди вылезают. Особенно, если они затрагивают острые проблемы.
            Яркий пример — This War of Mine. Я общался с их маркетинг-директором, они потратили вообще минимум средств на продвижение. Основные деньги ушли на продакшен ролика. Остальное сделали игроки и пресса. Тема острая, вызвала обсуждение, проект выстрелил. Сейчас выпустили DLC, а студия взяла себе еще 3 чужих проекта на издание и оперирование.

            2. Я думаю, потому что большинство игроков — мальчики. И еще им нравится чувствовать себя крутыми. Отождествлять себя с крутым героем. Тут феминизм сталкивается с тем, что называется empowerment — эксплуатация низших инстинктов мужчин: ты самый крутой, ты нагибаешь всех. В этом популярность шутеров, моб и многих других игр, где действие крутится вокруг насилия. За девочек интересно играть, чтобы посмотреть на мир с их точки зрения, но мало мальчиков отождествляют себя с женскими персонажами. Тут empowerment работать не будет. Такие мальчики, впрочем, есть. Зовутся геями.

            Само желание и стремление к 50% понимаю)) Думаю, что число будет продолжать расти со временем.

            3. Крис Робертс $100M на Star Citizen поднял, так что :) Но в массе — ты права, конечно. Но необязательно сразу в дорогой продакшен лезть. Историю можно рассказать очень просто. Мне очень нравится Reigns — простейшая механика, копеечный продакшен (в сравнении с другими мобилами) и затягивающая история. Много историй) Опять — все упирается в историю. Расскажите интересную историю про девушку, или транса — я буду одним из первых, кто скачает.

            Или, скажем, есть отличный фильм «Завтрак на плутоне» с Киллианом Мерфи. Интересная история про транса. А Джаред Лето в Далласском клубе покупателей? Там очень круто герой МакКонахи раскрывается через знакомство с ним. Пусть кто попробует сделать интересную игру, где тот факт, что протагонист — девушка или LGBT, позволяет взглянуть на что-то иначе.

            И самое грустное — это как раз не пустой треп. Самые громкие голоса всегда задают новые стандарты — как в свое время возникло правило обязательно включать в фильм чернокожего актера. Даже если он там по сюжету совершенно не нужен. Иначе фильму не попасть в прокат. Так и тут — начинается все довольно безобидно (добавили мы вашего транса — отвалите), а дойти может до куда более радикальных вещей. Например, запретом на условного Ведьмака: он там объективированных чародеек угнетает…

          • да, интересный диалог. :)

            1. ты совершаешь так называемую «ошибку выжившего» — судишь тенденцию по успешным примерам, упуская из виду то, сколько было провальных аналогов. я вон недавно упомянула в твиттере Cradle — и встретила много ажиотажа от людей, которые (судя по их же реакции) являются вполне себе ЦА игры, но прежде о ней не слышали. значит, игра не нашла свою аудиторию.

            и вообще, ну что ты мне затираешь, человек маркетинга? :) если ты работаешь в рекламе, то, без сомнения, знаешь, что реклама, позиционирование, продвижение — это отдельная работа, не равная созданию хорошего произведения. конечно, выстрелы случаются, иногда произведения выезжают на чистом таланте и удаче. но полагаться только на них — недостаточно.

            но тут мы уже несколько ушли от темы.

            2. ты считаешь, что мальчики настолько глупые и одноклеточные? извини, мой жизненный опыт сильно противоречит этому утверждению. но даже если поверить, что большому проценту геймеров хочется только нагибать, я всё ещё не понимаю, в чём проблема нагибать женским персонажем. вон как всех радует 2В.

            а, ну и да. что-то мне подсказывает, что ты не гей. :D геи не отождествляют себя с девочками.

            3. в конечном итоге наши с тобой желания, в общем-то, сходятся — я тоже хочу больше хороших и разных историй. если честно, мне кажется, что большинство этого хочет. споры же возникают там, где выясняют, как к этому прийти.

            мне тоже не нравятся token characters, но ведь проблема их не в том, что они негры/геи/трансы/кто там, а в том, что сценарист посредственный. ведь сценарист, способный написать интересным только белого мужчину с щетиной, — посредственный. (как и сценарист, способный выписать только бабу-феминистку-с-цветными-волосами!) необходимость добавлять token characters просто это высвечивает. пока не нужно было негров добавлять, такие сценаристы просто писали посредственные формульные сценарии фильмов с резиновыми монстрами — и, может, качество их труда просто не так бросалось в глаза.

            иными словами, проблема «Андромеды» не в скучном персонаже-трансе, а во всех её персонажах.

            4. но погодите, фильмы без негров не запрещены законом. а если кинотеатры не берут их в прокат — разве это не та самая рука рынка, которая рассудила?..

            ну а вообще тут у тебя уже slippery slope ;) абсолютно любая предпосылка может привести к чудовищным последствиям, если довести её до абсурда и гиперболы. но я пока не вижу реальных дурных последствий — по крайней мере, очень существенных.

          • 1. Point taken.

            2. Парню всегда проще представить себя на месте другого парня, чем поставить себя на место девушки. Так психика устроена. Отсюда, кстати, все межполовые конфликты — мы часто реально не можем/не готовы/не хотим ставить себя на место девушек. Поэтому в реально нагибательной игре, где игрок проходит с персонажем путь «к успеху», парень вряд ли выберет женского героя. В GTA не будет женского протагониста. 2B — это фансервис.

            3. Point taken :)

            4. Ну как рассудила. Вот не дали в прошлом году оскара чернокожим — те такой вой подняли в медиа, что проще уж дать что-нибудь. Посмотри, кто у нас лучший фильм по версии 2017 на Оскаре вместо ЛаЛаЛэнда. Впрочем, смотрят почему-то именно ЛаЛаЛэнд. Именно вот это вот все и привело современную Америку к расколу — ведь Трамп vs. Клинтон не только про политику и экономику, оно и про отношение к меньшинствам, к исламу и ко множеству других очень спорных вещей. У обеих сторон есть рациональные доводы, ни одна не является полностью неправой — и сейчас обществу предстоит найти новый баланс, устраивающий всех.

            PS. Пошел гуглить Cradle, спасибо за наводку)

          • 1, 3. :)

            2. нет, не могу поверить, извини. всю жизнь меня окружают мальчики, не испытывающие никаких трудностей с тем, чтобы вролиться в девочку. значит, они бывают, и их немало.

            мне вообще казалось, что форма гениталий — это далеко не первое, во что вроливаешься. вроливаешься в предысторию, черты характера, драму персонажа. у меня нет никаких сложностей с тем, чтобы вроливаться в мальчиков. так почему у мальчиков возникают сложности с тем, чтобы вролиться в девочку? ты преподносишь это как данность, но я вижу в том душевную леность, что ли. ну или какие-то не самые славные стереотипы :(

            4. но «Оскар» же — не оценка качества фильма, а скорее оценка имеющихся в обществе трендов. ты ведь знаешь, полагаю, что выдаёт его кучка богатых старых хрычей, половина из которых давно не смотрит кино, а добрая треть — не смотрит половину номинантов и выбирает своего кандидата в победители по принципу «хоть название слышал»? их мнение даже близко не является ни мнением большинства, ни оценкой качества фильма. так что я равнодушно отношусь к «Оскару» (и всем того же желаю).

            тем не менее, я и не спорю с тем, что радикальное левачество имеет дурные последствия (далеко в благополучной Америке, конечно, то есть нас это особо не касается, но всё же). например, тот факт, что мужчинам в США сложно работать учителями, потому что за полшага не в ту сторону обвинят в педофилии, — это пиздец и совершенно ненормально. но мой вопрос был именно про игры. вот в нашей сфере я как-то не вижу негативных последствий. пока? быть может, пока. а быть может, ситуация выровняется до того, как они случатся. ;)

            P. S. приятной игры! она не всегда хорошо сдизайнена, но там такой шикарный, свежий, оригинальный и при этом родной сеттинг (андроиды в Монголии!), что я балдею.

    • Melnik

      А девочек точно сильно меньше 50%? Вот начался год: Kingdom Hearts HD 2.8, Tales of Berseria, Gravity Rush 2, Atelier Sophie, Nier: Automata, Horizon Zero Dawn, Dreamfall Chapters etc. Ну а в каком-нибудь Масс Эффекте пол можно выбрать. Да и потом, делаете вы игру про якудзу или про спецназ, откуда взяться тут на главной роли девочке, если девочки этим по жизни не особо занимаются?

      • не считала, если честно, но вы перечислили семь игр, а мне что-то подсказывает, что вышло их с начала года больше четырнадцати.

        > откуда взяться тут на главной роли девочке, если девочки этим по жизни не особо занимаются
        примерно оттуда же, откуда берутся фантастические космические корабли, магия, невозможно красивые герои, невозможно остроумные реплики, перерезанные за две секунды до взрыва провода и т.д. игры развлекательного жанра — это эскапистские фантазии, они не следуют законам реализма в других сферах и вовсе не обязаны следовать им в этой.

        • Melnik

          Ну все игры сложно подсчитать, особенно когда многие названия мне вообще ни о чём не говорят. Лично я в этом году поиграл в следующие игры: Final Fantasy XV, Lightning Returns, World of Final Fantasy, Xenoblade, Yakuza 0, Horizont, Fran Bow, Nier Automata, Tales of Berseria. И совпадение или нет, но лишь в трёх из них главный герой — мальчик. Ещё в WoFF два равноценных ГГ: мальчик — девочка.

          И вот хоть убейте, но в Якудзе той же ну никак девочку не могу представить. Это суровый мир брутальных самцов с татухами на спинах. В фэнтези про выдуманные миры, магию и космические корабли — сколько угодно. Но не в игре про японских бандитов. Сделай они девочку в главной роли, то это стало бы ценральной темой сюжета и её нельзя было бы никак проигнорировать. Получилась бы совсем другая история совсем про другое.

          • мне кажется, японцы о чём-то догадываются ;) но за пределами Японии всё вряд ли так же.

            в «Якудзу» не играла, поэтому спорить не стану. в играх с чётким историческим контекстом, которые ставят своей задачей не power fantasy, а хотя бы относительно правдоподобную реконструкцию, опции ограничены. но я и не утверждаю, что нужно пихать девочек всюду! фэнтези (в широком смысле) и очевидно голливудских историй достаточно.

          • Melnik

            Японцы как раз пример того, к чему это всё приводит. Теперь каждое первое аниме повествует об очередном рохле, который случайно оказывается втянут в отношения с сильной независимой (по-японски) девочкой, которая по ходу сюжета меняет раздражение от никчёмности доставшегося ей утырка на любовь к нему же, ведь у него ДОБРОЕ СЕРДЦЕ и ЧИСТЫЕ НАМЕРЕНИЯ. И я не думаю, что такое подход несёт в себе полезную воспитательную функцию.

            А ведь все разговоры о недостатке женщин, геев, об их изображении в художественных произведениях — суть разговоры о воспитательных функциях массовой культуры, о ценностях, которые эта культура должна нести в массы. И мне вот кажется, что контингент, о котором данная статья, немного того самого, поехал уже и совсем не понимает чего (а главное зачем) хочет.

          • не только о воспитательной функции (по-моему, как раз о ней и грезит описанный в статье контингент). для меня это в первую очередь о борьбе со стереотипами (потому что они скучны) или хотя бы расширении их инвентаря. и в этом смысле, конечно, японские стереотипы ничуть не лучше западных.

            хочу жить в волшебном мире, где все массовые популярные произведения по степени разнообразия и проработки персонажей — хотя бы как «Гарри Поттер».

          • Melnik

            Ну не знаю, смотрел я давеча Фантастических Тварей и там как-то опять подслили главного злодея. Причём мне кажется, что причина в том, что так называемые «леваки» совсем не понимают правых (думается это взаимно) и у них идёт: левый…левый…левый…затем некая черта и сразу Гитлер. Роулинг, конечно, талантлива, поэтому у неё всё хорошо, но если уровень автора чуть ниже, то начинают вылезать всякие современные западные стереотипы.

            Поэтому для борьбы со стереотипами нужны две вещи: первая и главная — талант; а вторая — это понимание как можно большего количества точек зрения, блуждающих по нашей грешной земле.

          • я с вами всецело согласна. и поскольку талантов есть и всегда будет меньше, чем авторов, лучше развивать умение понять больше разных точек зрения. это и есть, собственно, увеличение инвентаря стереотипов (если за дело берутся бесталанные авторы — а они всегда будут и будут браться).

            я не только за ГГ-женщин ратую; например, мне хотелось бы видеть больше старых персонажей, которые не попадали бы в полтора традиционных учительских стереотипа. где интересные старики? нам что, предлагается лет в пятьдесят, когда сиськи и щетина окончательно перестанут быть фансервисными, заворачиваться в простынку и ползти на кладбище?

          • Melnik

            Обратно согласен. В особенности на счёт стариков. В том же аниме это исчезающе редкий вид, при том, что в Японии, как говорят, подгузников для взрослых продаётся больше, чем для детей. И мне всегда было интересно, что же там вообще смотрят взрослые и пожилые люди? Всё на те же подростковые проблемы самоидентификации?

  • Sins 17

    Абсолютно равнодушен к чужой ориентации и гендерному самоопределению в IRL, а в играх так и тем более, симпатизировать либо ненавидеть человека можно за его поступки или личные качества, а кем он себя считает и кого предпочитает любить, это точно не мое дело, и само по себе это не делает человека хуже или лучше, банально но, лгбт это в первую очередь ЛЮДИ, и не думаю что их душевное устройство как-то сильно отличаются от гетеро, кроме того что их привлекают однополые партнеры, ровно так же как нас привлекает противоположный пол.

    ЛГБТ в играх, лично для меня такая незначительная деталь, что я даже не обращаю на нее внимания, может у кого-то есть мотив их помещать в игру, может кому-то приятно их видеть, лично я не против, и от меня не убудет, я вроде от этого ничего не теряю.

  • Michael Zverev

    Тут проблема не в геймдеве и даже не в искусстве. Это большое течение «identity politics». Ты немного затронул это конечно, но если по нормальному копать и разбираться, там можно зарыться. Но в целом — это самое течение уже всем надоело. Поэтому левые с треском проваливают выборы. Поэтому такой ужасный с точки зрения политики человек, как Трамп, может стать президентом. И США в этом плане далеко не впереди. Брексит. Во Франции Марин ЛеПен выигрывает выборы, а еще вчера была неонацистом почти. В Австрии на волоске от победы ультра-правые. У немцев свои правые поднялись после скандалов с изнасилованиями. В Греции в парламенте сидят уже реальные неонацисты. Identity politics это конечно ужас, но реакция, которую мы видим в ответ — пожалуй, еще хуже.

    Так что всё, о чем ты пишешь, можешь само собой устаканиться через пару лет. Другой вопрос — что придет на его место.

    • Все так.
      Но реакция — не хуже. Противодействие равно действию. Леваки радикализовались, аналогично поступают и правые. Общество ищет баланс.

  • Liath

    Спасибо автору.

  • Хоспаде, гроб гроб кладбище прям, да всё намного прозаичнее. Есть два лагеря. Ебанутые фемки/sjwшники и прочие vs. ебанутые невоспитанные васяны ( и прочие интернациональные эквиваленты васянов), которым дай повод, они пойдут морды бить. Нормальные люди заняты делом, а этот весь цирк — движуха новостных порталов, которым надо траффик нагонять. Да, записки геймера?

    • Ага, нагоняю трафик, по статье раз в месяц)
      Нормальные люди заняты делом, пока однажды не очутятся в новой реальности. Изменения всегда проталкивает активное меньшинство при пассивном большинстве.

  • Henry Gappo

    Я одно не пойму. Можно сделать, чтоб все были довольны. Можно в самом начале игры спрашивать кто есть юзер, — нормальный белый мужчина или негр-лезбиянка-трансвестит. В зависимости от выбора строить дальнейшую игру. Меня, например, не устраивает все это, я не хочу, чтоб в Mass Effect 3 у Шепарда была опция в диалоге «я та еще карамелька».

  • Sigmund Rascher

    Запоздалая статья если честно, она бы еще имела актуальность в две тысячи девятом, а лучше в две тысячи седьмом(Гей сцена в Dragon age и Лесби сцена в Mass Effect), а сейчас только слепой не видит данную тенденцию направленную на одну из частей жизни общества. Сама же новость о том, что человек работавший над анимации был «меньшинством» и о том, что мол всё это было сделано вообще специально для того, что бы «не ущемить чувств геймерш», выглядит как обычное оправдание разгильдяйства и экономии. А что до самой сути темы, то новость о причинах падения продажи комиксов Marvel говорит, что это может очень скоро закончиться.

    • Статья не про это. Статья про то, что в обществе есть группа левых людей, которые ради личной выгоды нагнетают истерию на тему ущемления прав меньшинств. Из-за чего единичные случаи в масскульте-2009 стали массовыми к 2017. И с этим надо что-то делать.
      Кейс Bioware — просто актуальный повод поговорить.

      • Sigmund Rascher

        Понятно, ладно буду ещё заходить почитывать, статья «Как делали третьего Ведьмака» получилась очень замечательной.