Пансексуальные гендерфлюиды в игровой индустрии

Дисклеймер: автор этого текста выступает против любой дискриминации и поддерживает права меньшинств, если эта поддержка не принимает чересчур радикальные формы.

Я давно хотел написать текст про современный левый дискурс в западном обществе и его влиянии на игровую индустрию, как тут подоспел прекраснейший повод в лице Mass Effect Andromeda. Совершенно неожиданным образом в ней оказались отвратительные модели персонажей и кривые анимации, над которыми в голос смеется весь интернет. Блогеры быстро раскопали в сети аккаунты некоей девушки-косплеерши, работавшей на EA — эта красавица полгода хвасталась в соцсетях тем, что ее взяли на должность lead facial animator для работы над Андромедой. Неизвестно, был ли у нее до этого опыт в разработке игр, да и вообще не понятно, какую именно роль она на самом деле играла в канадском подразделении компании, но твиттерским это неважно: они сложили два плюс два, обрушились на Bioware Montreal и прошлись катком по самой косплеерше. Студия и пресса вместо того, чтобы ответить на претензии игроков по существу, завели стандартную левую песню про то, что «белые мужчины харассят бедную девушку». А с игрой все в порядке, ага. Короче, в индустрии назрел очередной скандал.

ME Andromeda

В ME Andromeda действительно полно технических проблем, но на картинке их нет. Данный дизайн был выбрал сознательно

На такие пассажи реакция российских игроков обычно выражается недоумением в стиле «они что там, охуели в конец?». Аналогично мы реагируем на персонажей нетрадиционной ориентации в новой диснеевской «Красавице и Чудовище» или на каминг-аут одного из рейнджеров в новом фильме «Power Rangers». Разумеется, в обществе, где традиция «бей бабу по ебалу» теперь даже не является уголовным преступлением, современные западные идеи о гендерном равенстве не то чтобы не приемлемы — они не понятны в принципе. В глазах российского обывателя проблем с притеснением женщин или геев нет, зачем вообще заострять на этом внимание? Однако будучи потребителями западного контента, нам все чаще придется сталкиваться с проявлениями левых идей в произведениях западной массовой культуры. Как я уже упоминал, это актуальная повестка для современного американского общества, и не похоже, что в ближайшее время она изменится.

Видеоигры являются непосредственной частью массовой культуры и не могут оставаться в стороне от общественного дискурса. А под дискурсом сегодня понимается агрессивный феминизм, пансексуальные гендерфлюиды, rape culture в университетских кампусах, харассмент и вот это все. Игры, собственно, в стороне и не остались — в 2014 году уже случился gamergate. В основе геймергейта, напомню, лежала идея объективации женщин в видеоиграх, которые вместо полноценных персонажей предстают объектом для удовлетворения половых инстинктов мужской аудитории. Ну то есть вместо сильной и независимой Лары Крофт твари-разработчики делают очередной фетиш-файтинг Dead or Alive с полуголыми анимешными девицами и качающимися сиськами — на костер их! Подробности того скандала пылятся в архивах на вики, и у нас об этом уже давным-давно забыли.

А вот в Америке нет. Поэтому хорошо бы нам всем оценить последствия.

Bioware Artists

Sam Maggs (слева), младший сценарист Bioware, автор феминистской книжки Wonder Women, заявлявшая будто ее «виртуально изнасиловали» в GTA V, и Manveer Heir (справа), геймдизайнер Bioware, с прекрасной кружкой

У истоков геймергейта стояла американская журналистка Анита Саркисян, ранее абсолютно неизвестная широким массам. Однако с того самого момента карьера Аниты стремительно пошла вверх. Куча мейнстримных медиа — от Wired, Guardian и Rolling Stone до Wall Street Journal и NY Times, — просит ее написать колонку или дать интервью, всевозможные конференции и конвенты зовут к себе в спикеры. Аниту приглашают выступить с речью в ООН. Вот они, успех и слава! Параллельно г-жа Саркисян создает некоммерческую организацию Feminist Frequency, чтобы образовывать диких американок по части гендерных стереотипов и борьбы с неравенством. Например, недавно FF и сочувствующие ей доебались до сериалов — мол, в них слишком много белых актеров. Ребятки из Marvel, неужели вы думали так просто соскочить с темы, сняв унылый и затянутый Luke Cage? Ха-ха. Ну и конечно же некоммерческая Feminist Frequency активно продолжает доебываться до всех игр, до которых может дотянуться, собирая донат с индоктринированных последователей и продавая 100% феминистский мерч в своем магазине. А также, само собой, очень сильно не любит Трампа.

И это не деятельность единичных фриков. Это уже реальность. Не успели начаться дискуссионные панели на Game Developers Conference в этом году, как в инстаграме пошли посты с жалобами на дискриминацию. Что же так задело участников? Подсказка: четверо из пяти панелистов — белые мужчины. Да, это пишут люди, непосредственно причастные к игровой индустрии, оплатившие пасс за восемь сотен долларов, supposed to be профессионалы. В соседних залах идут лекции о том, как учить нынешних студентов, будущих разработчиков, затрагивать «социально значимые» проблемы в своих играх. Приведу дословную цитату: «С точки зрения морали безответственно выпускать в мир студентов, не объяснив им, что их продукт существует в широком социальном контексте. Мы должны научить их серьезно задумываться над этим, проявлять неравнодушие».

Другая выступающая (а они обе девушки) дает более конкретные советы: использовать обезличенные или женские местоимения (they/them, she/her), давать в своих играх возможность высказаться женщинам и другим маргинализированным группам, поощрять критическое восприятие риторики в чужих играх, постоянно применять феминистскую методологию в обучении, даже если речь идет не о феминизме совсем. На выходе из зала слушатели могут пройти в gender neutral туалет.

Diversity

Собственно

Куда доводит либеральная логика — известно. Недаром в последнее время столько разговоров о микроагрессиях и rape culture в американских вузах. Под микроагрессиями в данном контексте понимаются слова или действия одного человека, которые якобы непроизвольно оскорбляют или могут нанести эмоциональную травму другому человеку. Например, вы видите девушку с тяжелой сумкой и от чистого сердца предлагаете свою помощь, а в ответ прилетает «это потому что я девушка? Считаешь нас слабыми?! Мизогинист херов!». Или, скажем, вы ведете занятия по литературе и разбираете «Великого Гэтсби», после чего к вам подходят студенты и просят исключить данную книгу из курса из-за сцен домашнего насилия. «Меня били в детстве, и Гэтсби вызывает у меня приступы депрессии, не хочу его читать». Поздравляю, вы проявили микроагрессию. За это могут даже уволить. Женщины поголовно жалуются на «изнасилование взглядом» — это уже по части rape culture. А уж если вы в штате Нью-Йорк некорректно обратитесь к гендерфлюиду, то готовьтесь продавать квартиру — вас могут оштрафовать на 250 тысяч долларов. Потому что штат признает существование 31 гендера, да. Неудивительно, что на GDC каждому предлагали прикрепить к бейджу стикер с желаемым способом обращения.

Diversity

Did you just assume my gender?!

Разумеется, в программе последней GDC нашлось место множеству секций, посвященных diversity и всевозможным проблемам женщин, LGBT, евреев, пакистанцев и прочих меньшинств в индустрии. Причем спикеры — все такие профессиональные леваки, CEO и фаундеры разнообразных некоммерческих организаций с километром регалий: член тут, участник там, почетный посол в ООН и так далее. Организатором все этого многообразия является International Game Developers Association.

IGDA — довольно любопытная структура, имеющая ветви в нескольких десятках стран. Она объединяет специалистов различного плана — кодеров, геймдизайнеров, сценаристов, композиторов, маркетологов и прочих, — которые так или иначе связаны с индустрией, помогая им развиваться в карьерном и профессиональном плане. Ассоциация, понятное дело, некоммерческая и существует на членские взносы, каковых набирается примерно на полмиллиона в год. При этом IGDA не является профсоюзом и не выбивает у капиталистов вроде EA зарплату повыше или 5-часовой рабочий день, потому что деятельность профсоюзов в США регулируется отдельным и достаточно строгим законодательством. IGDA действует через медиа и навязывает свою повестку сообществу, выступая информационным спонсором и частично организатором таких крупных площадок, как E3, GDC и европейский Gamescom. Попробуйте уволить ее функционера с работы — и мигом получите скандал в прессе за проявление агрессии, дискриминацию по экзотическому признаку и расизм.

Diversity

Анита Саркисян (справа) и ее духовные последователи в инстаграме

Официально IGDA занимается построением сообщества профессионалов, акцентирует внимание индустрии на актуальных социальных проблемах, борется с цензурой (!) и прочими нехорошими вещами. В реальности — растит влияние и зарабатывает на этом деньги, попутно рапортуя о росте числа LGBT-работников в компаниях, сотрудничающих с ассоциацией, и поддерживая ResistJam. Джэм — это конвент, где разные разрабы собираются вместе и делают игры. В данном случае — в противовес набирающему обороты авторитаризму. Исполнительный директор Кейт Эдвардс на презентации ежегодного отчета отметила: «Ну вы поняли, о ком идет речь». Хэштег #resist выдает тысячи антитрамповских твитов. То есть теперь у нас Трампа сравнивают с Волдемортом, Тем-Кого-Нельзя-Называть. На это один из присутствующих (кстати, иммигрант) осторожно заметил, что для организации, борющейся за разнообразные права и против радикализма любого толка, странно занимать настолько радикальную позицию. Особенно учитывая тот факт, что половина страны имеет иную точку зрения и голосовала за другого кандидата. На этом моменте Кейт аккуратно свернула в сторону и предложила критику устроить свой джем, в поддержку дяди Дональда.

Diversity

Кейт Эдвардс, IGDA Executive Director, любит путешествовать и лично объединять девелоперов

Особенно здорово работает тема с международностью. Что может ассоциация дать своим членам в таких странах, как Нигерия, Сенегал, Палестина, Колумбия или Перу? Замечательную скидку в 10% на Unity Pro, которая появилась только в этом году? Есть куда более ценная вещь: наличие положительной характеристики от IGDA сильно влияет на решение Иммиграционной Службы США о выдаче рабочей визы разработчикам-мигрантам. От которой рукой подать до вида на жительство. И тут мы подходим к главной мысли.

Мысли о том, что в современном западном мире есть огромная прослойка либерально настроенных людей, леваков, которые активно эксплуатируют и радикализуют либеральную повестку, чтобы на этой волне получить деньги, власть и влияние. Анита Саркисян встает грудью за угнетенных женщин — и за это получает мировую известность, статус, гонорары. Функционеры IGDA, когда-то создавшие саму GDC, активно продвигают идеи феминизма и защиты прочих меньшинств — и получают влияние на индустрию, власть над частными компаниями и доход. Разумеется, интерес этих замечательных людей состоит в том, чтобы разнообразных меньшинств и угнетенных было как можно больше. Чем активнее ты борешься с дискриминацией в индустрии — тем больше у тебя медийный вес, издательства предпочитают дружить и вежливо общаться, а сторонники спешат с донатами, зная, что причастность к модному движению помогает продвинуться наверх по карьерной лестнице или получить визу.

Западные компании очень боятся скандалов, а современные либеральные медиа могут легко обрушить биржевую стоимость и сравнять репутацию с землей. Посмотрите, как они прессуют того же Трампа. Им удается даже нападать на правого публициста Майло Яннопулоса, известного тем, что тот открытый гей и любит большие черные члены. Казалось бы, как обвинить такого человека в дискриминации? Но пресса и тут не подкачала, подведя Майло под педофилию. Поэтому в спонсоры толерантной конференции GaymerX быстренько записались Ubisoft, Intel, Blizzard и еще куча известных контор. Правда, неожиданно выясняется, что те же организаторы GaymerX без сантиментов банят всех геев, права которых они якобы отстаивают, если те придерживаются консервативных правых взглядов. То есть не готовы кричать на каждом углу «Меня угнетают, потому что я гей!». Если это не иллюстрация цинизма и двуличности носителей либеральной идеологии, то я не знаю, что еще привести в пример.

GaymerX

Типичная панель спикеров на GaymerX

Обратной стороной всего вышесказанного является тот факт, что подобные структуры привлекают профессионально некомпетентных и ленивых людей. Достаточно быть активистом и кричать правильные лозунги — и карьера тебе обеспечена. Ты можешь не создать ни одной игры, вообще не уметь что-то создавать, но зато разгуливать c табличкой IGDA VIP Member и учить других жизни. Достаточно повыступать на слетах феминисток — и спокойная должность где-нибудь в HR-подразделении PlayStation гарантирована. Левые организации держатся за таких спикеров руками и ногами, поскольку они не только помогают поддерживать нужную повестку, но и позволяют реально влиять на кадровую, творческую и иную политику студий. Поэтому не надо удивляться, когда компании начинают брать на роль ведущего аниматора девочку-косплеершу, а в самой игре куча всевозможных гомо-, гетеро-, пан- и прочих сексуальных отношений. Возможно, они просто не могли сказать «нет».

Простым российским игрокам придется сидеть и ждать, когда западное общество выработает некий новый консенсус по поводу приемлемых и неприемлемых социальных норм. Да, время господства белого мужика средних лет в Америке прошло. Тем не менее, текущая ситуация тоже является довольно экстремальной. Пока массовая культура пытается установить новые границы и табу, нам будет полезно осознать корни этих явлений и выработать свое отношение к ним. Я искренне надеюсь, что здравый смысл возьмет верх над конформистскими решениями добавить в сюжет трансгендера для галочки. Кстати, не метафора, а вполне себе реальный кейс — один из NPC в Андромеде добавлен исключительно ради гордого заявления «я транс и поэтому я здесь».

У тех, кому такая реальность не по душе, есть возможность обратить внимание на восток, где создатели Bayonetta или Nier: Automata не занимаются подобными глупостями. Впрочем, у японцев свой особый менталитет, и я совсем не уверен, на чьей стороне забора трава зеленее.