Мобилочка как игра года

Новость: журнал Time на прошлой неделе опубликовал свою версию топ-10 игр года.

Что называется, набросил. Всевозможные топы и так становятся объектом нападок фанатов той или иной игры, которую составители обделили вниманием, но в данном случае журнал вызвал ненависть практически всех геймеров — в такой урожайный на хорошие проекты год редакция отдала первое место головоломке для iOS и Android. Для гребаных смартфонов, Карл! Почетный приз достался Prune независимого разработчика Джоэла Макдональда, в которой игроку нужно помочь растущему деревцу добраться до солнечного света, обрезая ненужные ветви. И это хит, обставивший Ведьмака и MGS5? Однако если оставить эмоции в стороне и немного подумать, возникает ряд вопросов, ответить на которые не так просто.

Prune

Prune

На первый взгляд может показаться, что Time просто ничего не понимает в видеоиграх, но нет — остальные кандидаты в списке вполне достойные. Давайте быстро пробежимся по участникам.

Тут есть Splatoon и Mario Maker, две самые удачные игры для Wii U. Сплатун здорово освежил жанр командных шутеров и стал долгожданным новым IP от Nintendo. Конструктор уровней для Super Mario является еще одной простой и гениальной идеей — пользовательских этапов уже тысячи. Из AAA-мультиплатформы сюда попали последние Batman и MGS. В середине списка — Ведьмак. Странно, что не упоминаются Fallout 4 и Halo 5, хотя автор статьи является большим поклонником Мастера Чифа, судя по предыдущим публикациям. Вместо них присутствует Rise of Tomb Rider — продолжение Ларискиных приключений, в этом году доступное только на американской консоли Xbox One.

Оставшиеся четыре позиции отданы независимым разработчикам, дабы разбавить дорогие проекты «без души». Her Story во многом держится на актерском таланте Вивы Сейферт и достойна внимания лишь потому, что расцвет видеоквестов на PC и 3DO был 20 лет, и мы успели их позабыть. Да, тут теплый ламповый интерфейс, а историю нужно собирать самому по кусочкам, но на мой взгляд, она не стоит уделяемого ей внимания. Интерактивный пересказ Гамлета под названием Ryan North’s To Be or Not to Be вообще попал в чарт по большому блату. Стоило поднять повыше лишь Undertale — стилизация под восьмибитные RPG многих отталкивает, однако тут под устаревшей графикой действительно скрывается одна из самых неординарных игр последнего времени. Ну, и на вершине находится Prune.

Monument Valley

Пространственная головоломка Monument Valley основана на принципе невозможных геометрических фигур

В прошлом году ее место заняла бы Monument Valley. Prune исполнена в той же стилистике, что и причудливый мир Иды, да и работает в одном с ней жанре. Хотя выращивание деревьев не способно увлечь так же сильно, как преодоление пространственного лабиринта, среди других мобильных разработок Prune выглядит очень достойно. Такие игры Apple обожает показывать в своих презентациях и давать им фичеринги — тут и красивая графика, и минимализм, и основанный на тач-возможностях геймплей, и претензия на искусство. А еще она продается разово за деньги, не навязывая игроку вечный донат.

Подобные проекты позволяют подавать iOS как красивую игровую платформу, хотя на самом деле свою прибыль компания делает на мусоре вроде Game of War или примитивной три-в-ряд Candy Crush Saga. Платное приложение приносит прибыль только в момент релиза да фичеринга, а условно бесплатное заставляет кассу регулярно звенеть на протяжении двух лет минимум. Но в презентацию такие вещи ставить как-то стыдно, поэтому условный Prune делает первоклассный пиар что Яблоку, что Гуглу.

Heroes Charge

Несмотря на довольно приличный вид подобных «rpg», играть в это просто невозможно. В качестве примера — Heroes Charge

Тем временем, рынок мобильных игр уже готовится перегнать консольный и MMO — ожидаемая прибыль за этот год составит $29 млрд. Смартфоны являются самыми массовыми игровыми устройствами, превратившими в «игроков» огромное число людей, в глаза не видевших настоящие консоли. Для них Prune и Monument Valley — откровение. Это действительно простой и стильный продукт. Его наверняка попробуют и те, у кого в гостиной стоит PS4 или Xbox: исследователи выяснили, что от мобилок пользователь не ожидает получить опыт, сопоставимый с игрой на приставке (стационарной или портативной). Будучи геймером дома на диване, эти люди спокойно играют в Clash of Clans на телефоне в транспорте, короткими сессиями, чтобы убить время. Поэтому среди игр, для которых ожидания изначально занижены, симулятор садовника с претензией имеет все шансы подняться выше своих time killer собратьев.

Отсюда вытекает интерсный тезис. Если Prune действительно лучше многих поделок для iOS/Android, а данные платформы, в свою очередь, являются самыми массовыми игровыми платформами в мире, то не означает ли это, что Prune в самом деле имеет право называться игрой #1 для массового «игрока»? Тем более, что недавно вышел порт на PC, и теперь охвачена вся казуальная аудитория. Мы как-то упустили момент, когда основная масса играющих в видеоигры вдруг перестала быть владельцами компьютеров и консолей. Слушая разговор двух менеджеров, обсуждающих запуск «RPG» Heroes Charge на «мидкор», приходится уточнять, каких именно «геймеров» те имеют в виду: «настоящих» или любителей тапать по экрану мобильника в метро.

Предыдущий абзац оказался переполнен кавычками не случайно. Можем ли мы вообще называть геймером скучающего офисного работника, в перерывах качающего базу в мобильной стратегии? Думаю, что мой ответ хадкорщикам не понравится. Потому что — да, можем. Несмотря на то, что содержимое AppStore по качеству на порядки ниже привычных нам игр, это тоже игры. Простые, зачастую бестолковые и с отвратительной системой монетизации, но игры. Они уже проникли на E3, Gamescom и другие тематические мероприятия, хотя мы стараемся этого не замечать.

Monument Valley

Monument Valley

Кстати, почему? Разве не об этом мы мечтали раньше — чтобы на нас, игроков, не косились странным взглядом? Сегодня играют все вокруг и на электронные развлечения реагируют спокойно, если они, конечно, не из разряда экзотических хентайных квестов. Мечты сбылись, но никто почему-то не рад. Джин всех обманул, раздав массам айфоны вместо PlayStation.

Геймеры старой формации жалуются на низкопробный геймплей и донат в мобилках, забывая при этом, что взрастила такую систему отнюдь не злая воля платформодержателей. Или, скажем так, не она одна. На их совести лежит фильтрация приложений, но в первую очередь сформировали рынок сами пользователи, благодаря своему абсолютному нежеланию платить за контент. Заметьте, как из магазинов почти исчезли приложения за $0,99, еще пару-тройку лет назад занимавшие заметную долю в секции games, а на их место пришел сплошной free-to-play. Рассматривая мобилочки как time killers, не несущих самостоятельной ценности, владельцы сматфонов просто не хотят за них платить в принципе, даже символическую цену. Абсурдная ситуация — в понравившийся проект средний платящий пользователь может занести денег как за нормальную игру из PSN или даже AAA-блокбастер, при этом покупать его заранее, с честным балансом и без офферволов внутри, он отказывается. В итоге самой жизнеспособной оказалась модель «снес, поставил, а если зацепило — заплатил». Отсюда вынуждены плясать разработчики, фокусируясь не на геймплее и новых идеях, а на том, чтобы сделать игру простой и максимально аддиктивной для дальнейшей дойки игрока. На пользу не идет и средний срок жизни девайса: в самых донатящих регионах (Азия и США) телефон меняется каждые полтора-два года, если не чаще. Далеко не все приложения будут загружены на новый.

Prune

Prune

Может ли ситуация измениться? Вполне. Как и на других рынках, после пресыщения ширпотребом часть потребителей готова доплачивать за новый, качественно иной продукт, если он действительно способен дать опыт другого порядка. Привычка платить за качественный контент постепенно сформируется, как это уже случилось с платными телеканалами и подпиской на электронные СМИ. И тогда хорошие мобильные игры смогут зарабатывать не только на запуске или после колонки в знаменитом журнале — хорошие платные проекты на смартфонах получат шанс выжить вообще как класс.

Поэтому когда Time называет Prune игрой года, он делает это не по причине ее гениальности. Он делает это потому, что такие продукты воспитывают вкус массового казуального игрока и постепенно приучают его платить за стоящие игры. А без этого мы просто утонем под клонами Clash of Clans и Summoners Wars, чьи микроплатежи заразили даже консольные релизы.

Так что приберегите свои помидоры.

  • genby

    Там МГС выше Ведьмак: конечно автор ничего не понимает в играх.

    • Я тоже за Ведьмака (в моем личном хит-параде он лучший), но все-таки вкусовщина. В MGS очень крутой геймплей.

      • genby

        Крутой геймплей? Это там, где все миссии проходятся по схеме «транквилизатор в голову-фултон», а во второй главе большая часть заданий просто повторяет первую? Геймплей был бы «очень крутым», если бы был хоть немного разнообразнее и действительно требовал творческого подхода. А так он тянет максимум на «хороший».

  • Хотелось бы поспорить на эмоциях, но в… целом правильные выводы, другой вопрос, что выбор Time, скорее бессознательный (чтобы быть в тренде), чем осознанный, на мой взгляд. Ну, и как всякий ширпотреб, мобильный гейминг в том виде, что он представляет собой сейчас, имеет сильно ограниченный срок жизни, приближающийся к своему логическому концу…

    • Может быть. Автор никак не прокомментировал свое решение, хотя, по честноку, мог бы отписаться в камментах. Но у него был выбор поставить все, что угодно на 1 место. Он выбрал А) инди Б) на мобилу. Мне кажется, это маркеры.
      По мобильному геймингу — совершенно согласен, скоро нас ждут перемены в этом сегменте. Тут, правда, вопрос «насколько скоро». Пока сегмент только растет — все еще высок приток новых пользователей, особенно в развивающихся странах (emerging markets). Думаю, что еще год-два мы будем жить в текущей парадигме.