2015: итоги

Ну вот и наступило будущее.

К сожалению, летающих машин и ховербордов так и не завезли, зато прошедший год был богат на хорошие игры. Их было действительно много, и вариантов, на что потратить свои кровные, оказалось куда больше, чем выделенного на развлечения бюджета. Индустрия не давала нам скучать: год выдался насыщеным не только на релизы, но и на разнообразные события — когда приятные, а когда и не очень.

Предлагаю вспомнить десятку самых важных вещей, благодаря которым 2015 останется у нас в памяти. Мой личный топ таков:

Pachinko slots

10. Медленное забвение Sega — некогда великая компания, подарившая нам в 90-х несколько крутых консолей и огромное количество игр, сегодня занимается мобилками, патинко и немножко аркадами, которые даже в Японии сдают позиции. Разумеется, сегодня Сега не в таком печальном положении, как в начале нулевых — она зарабатывает, а не теряет. За 2015 год чистая прибыль группы Sega-Sammy составила $1,1 млрд., однако это вдвое меньше, чем десять лет назад. В начале года руководство приняло решение ликвидировать 300 рабочих мест, американское подразделение сменило офис в Сан-Франциско на более дешевый, а на последней E3 у легендарного платформодержателя не было своего стенда.

Доля крупных проектов в портфеле постепенно сошла на нет: если в качестве издателя Sega еще напоминает о себе (спасибо купленной еще в 2005 британской Creative Assembly за Alien Isolation и Total War), то вот разработчиком быть окончательно перестала. Масштабных анонсов уже давно никто не ждет, и остается радоваться хотя бы мировому релизу старенькой Yakuza 5. Совсем не такой мы хотели бы видеть Сегу, но бизнес есть бизнес.

PS4 consoles

9. Окончательный закат PS3 и Xbox 360 — после 10 лет жизни, седьмое поколение консолей окончательно ушло. Если в 2014 разработчики выпускали по две версии игр (для next-gen и старых систем), то теперь они все больше фокусируются на актуальном железе. Были отменены порты уже готовых Mortal Kombat X, Dying Light и Mad Max. Почти все известные франшизы, кроме MGS, не почтили пользователей пастгена своим присутствием, а Black Ops 3 вышел в таком урезанном виде, что лучше бы этого не делал. Разумеется, продолжают поддерживаться запущенные проекты, равно как и EA продолжает штамповать свои спортивные симуляторы, но тенденция видна невооруженным глазом — например, та же Rockstar в сентябре прекратила выпускать апдейты для GTA 5 Online под старые приставки. Так что всем, кто еще не перешел на PS4 и Xbox One, самое время это сделать.

И давайте уже перестанем называть их некстгеном.

Alienware Steam Machine

8. Steam Machine — попытка Valve привнести немного порядка в мир ПК-хаоса как минимум похвальна. Бедой компьютеров как игровых платформ всегда было их бесчисленное разнообразие, что неизбежно отражалось на стабильности и производительности запускаемых игр. Кроме того, сама экосистема изменилась. Несмотря на то, что из доступных на рынке комплектующих можно собрать мегапроизводительного монстра в mid или full tower корпусе, по характеристикам закатывающего PS4 на пару с Xbox One в асфальт, на практике этого не требуется. На деле нужна небольшая удобная barebone система, подключаемая к монитору или ТВ — все крупные хиты заточены под консоли (что поделать, рынок) и играются на диване с джойстиком в руках, если это не шутер и не стратегия. Мощное железо чаще всего используется не для запуска масштабных PC-only игр, а для преодоления результатов «оптимизации» кода в кросс-платфоменных проектах.

Поэтому я смотрю на Steam Machine с оптимизмом. Да, она не сможет полностью заменить традиционный PC и не нужна адептам ПК-геймина, готовым вложить $3К в постройку убермашины просто «потому что круто». Она нужна тем, кто хочет получить доступ к дешевой библиотеке Steam и не хочет заморачиваться при этом поиском или сборкой компа, способного тянуть все это на средних настройках. Не знаю, получится ли у Гейба, но шаг ПК к консолям был настолько очевидным, что Valve была обязана его сделать. Как говорил Алан Кей, если вы серьезно взялись за софт, то вам просто необходимо свое железо.

На ситуацию в России это, правда, повлияет мало — у нас серьезную массу ПК-игроков составляют те, кому в силу финансовых обстоятельств приходится и рефераты писать, и в вконтактике сидеть, и играть на одном и том же девайсе.

New Nintendo 3DS

7. New Nintendo 3DS — новая версия 3DS с оригинальным названием стала единственной консолью, выпущенной в ушедшем году, и уже по этой причине заслуживает упоминания. Отличий от предыдущей инкарнации достаточно: второй аналог, два дополнительных шифта, поддержка amiibo, улучшенное 3D и больше памяти, что здорово ускоряет работу существующих игр. Ну и эксклюзивная возможность понажимать в порты Xenoblade Chronicles (да!) и The Binding Of Isaac (эм, ок).

Я в итоге так и не добрался до портативок Большой Н, поэтому оценить всю прелесть нового хэндхелда на личном опыте не могу и много слов про N3DS говорить не буду.

Steam paid mods

6. Платные моды в Steam — попытка Valve и Bethesda ввести платные моды для Skyrim в апреле 2015 вызвала такую ярость со стороны геймеров, что уже через неделю обе компании отыграли все назад и извинились перед пользователями.

Желание Valve, равно как и желание моддеров получать денежку за user generated content к продающимся в Steam играм понятно, особенно если вспомнить, что некоторые моды куда круче многих официальных дополнений. С другой стороны, модификации всегда были фанатским творчеством, основанным на безвозмездном распространении. В этом была и остается их суть. И как быть, если над модом работает целая команда совершенно не связанных друг с другом людей? Кто получит вознаграждение? Такой вариант, как скачать бесплатно и поблагодарить автора монетой, если мод понравился, Steam даже не удосужился предложить.

Сообщество отреагировало однозначно, выставив Гейба Ньюела самым настоящим злодеем и запилив для Skyrim моды, в которых персонажи игры протестовали против платных модов. Народ также принялся с энтузиазмом публиковать всякую ерунду, вроде новой модельки яблока стоимостью 30 баксов. В результате Valve убрала раздел и вернула деньги всем, кто успел что-то купить. Однако в компании подчеркнули, что не отказываются от идеи, а попробуют найти иной, более гибкий подход. Что ж, удачи.

Mobile games

5. Мобильные игры перегнали всех — один из главных итогов ушедшего года. Рынок мобильных игр перерос или, как минимум, догнал сегмент консолей и PC. Точные данные будут опубликованы в январе-феврале, но это было понятно еще по прогнозам. Игроки на смартфонах стали самой желанной аудиторией любого издателя и разработчика.

В мобилки ударились поголовно все. Нинтендо объявила о партнерстве с крупным мобильным паблишером DeNA в рамках создания игр для iOS/Android (правда, пока не показала ни одной), упоминавшаяся выше Sega за три года купила три мобильные студии, а CEO Konami Хидеки Хаякама заявил, что в мобилках вообще все наше игровое будущее. Но больше всех удивила Activision, купившая в октябре King (серия Candy Crush) за $5,9 млрд. На сегодняшний день это самая крупная сделка на рынке развлечений в принципе — даже Marvel и Звездные Войны обошлись Диснею дешевле. На мой взгляд, ребята из Activision сильно переплатили: их действия больше походят на желание вскочить на уходящий мобильный поезд любой ценой, чем на продуманную стратегию.

Как бы то ни было, теперь нам всем стоит держать в уме простую истину: AppStore и Google Play способны приносить девелоперам не меньше денег, чем дорогие консольные релизы. Как это повлияет на «большие» игры, нам только предстоит выяснить, причем на собственной шкуре.

Oculus Rift

4. Вирутальная реальность возвращается — я напишу отдельный пост о возвращении шлемов виртуальной реальности из далеких 90-х в актуальную повестку дня, а в рамках данного материала отмечу лишь, что виртуальность станет главным трендом 2016 года — именно в этом году большинство из анонсированных девайсов попадут-таки на прилавки магазинов. Тем не менее, мы уже успели познакомиться и опробовать в деле всех основных претендентов на наши хрустящие купюры. Oculus Rift энтузиасты могли потрогать аж в 2014-м, купив девкит на eBay, а PlayStation VR и HTC Vive предстали перед в конечном варианте совсем недавно. Часть устройств, вроде Samsung Gear VR, поступила в продажу под конец года и уже нашла счастливых владельцев.

Konami and Kojima

3. Кодзима и Конами — за год в индустрии случилось немало кадровых перестановок. Примеры? Создатель сериала Borderlands Мэттью Армстронг ушел из Gearbox. Один из лидеров Black Isle и Obsidian Крис Авеллон, которому мы обязаны дюжиной легендарных RPG, от Fallout 2 и Baldur’s Gate до New Vegas и Pillars of Eternity, бросил все ради сиквела независимой Divinity: Original Sin. Сразу двух топов лишилась Remedy. Но все это ничто по сравнению со скандальнейшим разводом Konami и автора MGS Хидео Кодзимы.

Хидео с 2002 года заявлял прессе, что уж вот эта часть Metal Gear точно станет для него последней. Мечты сбываются. Впрочем, сама Конами сделала все, чтобы получить почетное звание засранца года. Она не просто выкинула Кодзиму на мороз, но еще отменила многообещающий хоррор Silent Hills, удалила играбельную демку P.T., стерла все упоминания его имени с обложек MGS5, а саму игру выпустила в недоделанном виде, полностью скомкав финал саги. Попутно с Кодзимой на биржу труда целиком отправился американский офис в Лос-Анджелесе. Геймдизайнеру также запретили присутствовать на Game Awards, где созданная им пятая часть шпионского сериала победила сразу в двух номинациях: best action/adventure game и best soundtrack.

Впрочем, без работы маэстро сидел недолго — практически сразу после ухода на вольные хлеба Sony заключила с ним контракт на разработку эксклюзива для PS4. Подробностей о проекте нет, но хитрый японец уже вовсю продает футболки с логотипом своей новой независимой студии. Зная, в каком темпе Кодзима работал над приключениями Снейка, можно смело предположить, что в этом году мы точно ничего не увидим.

Satoru Iwata and bananas

2. Траур в Нинтендо — самая печальная новость года, скоропостижная смерть президента Нинтендо Сатору Иваты в возрасте 55 лет. Ивата возглавил компанию в 2002-м, и именно ему пришлось возвращать ее на олимп после неудачного запуска GameCube. Под его руководством Нинтендо снова добилась лидерства как в домашнем (Wii), так и в портативном (DS) сегменте. Впрочем, в последнее время его преследовали неудачи: так, пришлось фактически признать провал Wii U и анонсировать новую консоль NX заметно раньше срока. Вышедшие за год достойные игры для этой приставки можно пересчитать по пальцам одной руки. Остается надеяться, что новый глава корпорации Татсуми Кимишима сможет все исправить.

Еще одной грустной новостью, мимо которой нельзя пройти, является закрытие Клуба Нинтендо — программы лояльности, благодаря которой покупатели продукции Большой Н могли получать в подарок как новые игры и разные цифровые ништяки, так и куда более крутые подарки вроде коллекционных геймпадов, саундтреков, одежды и даже эксклюзивных картриджей для Nintendo DS! Доставались такие штуки только самым преданным фанатам, элитным членам клуба. В Японии и Европе система просуществовала более 10 лет.

Компания объявила, что работает над новой, кросс-платформенной программой My Nintendo, которая запустится в марте на всех платформах, включая таинственную NX.

Witcher 3

1. Хорошие игры — несмотря на все грустные события и передряги в индустрии для простых геймеров год запомнится играми. Лично для меня лучшими проектами из всего многообразия стали Ведьмак и Fallout 4, в которых я провел больше всего времени. Неожиданным разочарованием получился Орден 1886, оказавшийся безумно красивым, но глупым, повторяющимся и очень коротким кинцом. И это в такой-то интересной вселенной! Ожидаемым же разочарованием стал SW Battlefront, набор из четырех мультиплеерных карт по цене полной игры. EA тоже просрали выданную им вселенную, но это было хотя бы предсказуемо.

Также я очень ждал новостей от Rockstar об одиночном дополнении для GTA5. В свое время мне пришлась по вкусу The Ballad of Gay Tony, и хотелось бы, чтобы Rockstar не бросала прекрасный Лос-Сантос на произвол онлайна, но те вроде как заняты новым Red Dead Redemption (что тоже прекрасно).

Вот такой бесхитростный список. Я бы мог включить искушенного игрожура и насоветовать всем Undertale или Sunless See, но не буду. Нет ничего стыдного в том, чтобы любить AAA-проекты, тем более, если они достойны этой любви. До много так и не добрался — например, до Бэтмана, NFS и Until Dawn, отложив до лучших времен. А в 2016 нас ждет еще больше интересных релизов, так что готовьте кошельки и свободное время.