Обратная сторона киберспорта

Нынешний киберспорт — живое доказательство, что игры перестали быть детским развлечением, превратившись во вполне себе серьезное занятие, бизнес с большими деньгами. Если рядовой обыватель обычно смеется над попытками преподнести ему какой-нибудь Bioshock как произведение искусства, то призовые фонды с семью нулями на чемпионатах по той же DotA быстро стирают ухмылку с лица. У школоты появилась возможность важно заявить родителям, что они не просто гасят мобов и нагибают одноклассников, а тренируются в будущих киберспортсменов, дабы зарабатывать мышкой на хлеб. И хотя современные «спортивные дисциплины» находятся на периферии интересов прессы и большинства геймеров, их и без того огромная аудитория продолжает расти. Так что пока мы обсуждаем очередной шедевр на десять из десяти по шкале Логвинова, еще один пацан начинает залипать в «дотку» и «контру».

CS:GO Skin

The eSports 2014 Summer Collection, цена в Steam — от $161.01

Отцом современного киберспорта можно по праву считать Гейба Ньюелла — Valve в свое время выкупила права на удачные пользовательские модификации и довела их до ума. Сегодня DotA и CS:GO являются чуть ли не самыми популярными мультиплеерными проектами. Вокруг них выстроилась собственная субкультура, в которую каждый пришедший новичок так или иначе погружается. Чтобы побеждать в соревновательных играх, мало просто регулярно играть — человек начинает «копать тему», изучать тактики, просматривать форумы, смотреть записи матчей. Если есть возможность вступать в кланы, то вступает в клан. Если присутствует кастомизация, то активно пытается выделиться из массы других игроков. И если объектом интереса стал, скажем, Counter-Strike, то в конце концов игрок доберется до скинов на оружие. До сундуков.

Идея сундуков проста и гениальна, поэтому ее используют в куче игр, включая почти каждую выходящую мобилку. В случае с шутером от Valve, геймеру предлагают купить за $2.50 сундук, из которого выпадает случайный скин. Скины обладают разной степенью редкости, и вот тут девелоперы внедрили ноу-хау — они разрешили ими меняться. В проекте с многомилионной аудиторией это мгновенно сформировало «рынок оружия», где добытые редкие скины продают за реальные деньги, а стоимость экземпляров варьируется от десяти до нескольких тысяч американских долларов. Причем речь идет не об эксклюзивных моделях винтовок, а буквально о шкурках для стандартного набора стволов, которые 10 лет назад фанаты рисовали в paint и выкладывали в сеть бесплатно. Особой популярностью пользуются ножи — убить противника ножом в CS считается проявлением мастерства. Или пижонства, тут как посмотреть.

CS:GO Skins

Лично мне кажется безумием вестись на такое, но есть люди, готовые потратить 24 150 рублей на картинку png

Торговой площадкой для покупки и обмена товарами выступает сам магазин Steam. И когда других издателей блогеры мешают с говном за микротранзакции на пару баксов, кумир пекарей добряк Гейб спокойно имеет свои 15% с каждого проданного калаша. Спасибо пиару на распродажах в школьные каникулы. Неудивительно, что компания забыла про всякий Half-Life, когда состояние основателя и так уже перевалило за $2 млрд. Впрочем, продажа виртуальных предметов даже по космическим ценам — вполне легальный бизнес, всего лишь эксплуатирующий человеческое тщеславие. Можно порадоваться, что Ньюеллу это удается лучше, чем толпе других желающих. Ведь существуют куда более порочные практики.

Хотите лотерею, принимающую вместо денег скины CS? Легко. А как насчет ставок на киберспортивные соревнования любых оттенков? Пожалуйста. Получите в довесок спортсменов, практикующих договорные матчи ради победы в тотализаторе. Поиск выдает россыпь сайтов, где можно купить сундуки дешевле, чем в Steam, из которых дорогие предметы выпадают с вероятностью никогда. И уже тут как тут стримеры, активно зазывающие зрителей на откативший им ресурс, где в прямом эфире они «получают» самые крутые предметы. Сотни сервисов, от полулегальных до откровенно мошеннических, доят подсевшую на игру фанбазу.

Вишенкой на торте является совсем свежее расследование о популярных блогерах, чьи каналы по CS на YouTube существовали только с целью перегона трафика на вот такие «торговые площадки». Причем сами блоггеры были по совместительсву стопроцентными владельцами этих самых площадок. Твиттер начинает потихоньку бурлить, Котаку собрался с силами и опубликовал заметку, сейчас подтянется наш игрожур. Причина понятна — перед нами самые настоящие азартные игры для несовершеннолетних, детские подпольные казино с таким оборотом, что Destiny, GTA Online и всякие MMO удавятся от зависти. И прежде, чем бежать за Милоновым с Мизулиной, давайте задумаемся над парой иных вещей.

CS:GO scam

Ставки, лотереи, сундуки — все это сразу выпадает в Гугле при запросе cs go

Очевидно, что вся эта среда вокруг несчастного шутера образовалась не вчера и даже не в прошлом году. И поэтому сама Valve и ее глава предстают в очень плохом свете. Да, не хочется верить в то, что легендарная компания умышленно закрывала глаза на данное безобразие. Но даже если при внедрении механики девелоперы не могли предвидеть, что созданные ими предметы превратятся в настоящую виртуальную валюту, то они вполне могли бороться с последствиями, отсекая сомнительным площадкам доступ к Стиму. Пока все выглядит так, будто Ньюеллу было выгодно существование сервисов-паразитов — и таки было! Они генерировали товарооборот скинов, и каждый cash-in или cash-out участников приносил комиссионные. И он молчал.

Еще печальнее, что все это время тему полностью игнорировали журналисты, чей работой как раз является сбор и анализ подобных фактов с последующим донесением до публики и формированием дискуссии. Медиа, моментально раздувающие высоcанные из пальца скандалы — вспомните один только gamergate, — ни разу не обратили внимание на то, как соревновательный мультиплеер в два клика приводит юных игроков к скам-схемам «я заработал $5000 за 15 минут, не выходя из дома», с минимальным входным порогом. Пока деловой Bloomberg вовсю трубил о феномене, ни один игрожур с тысячами подписчиков не снял об этом ни единого видео. Они закрылись в своем мирке, обсуждая свежие AAA-проекты или нахваливая игровой артхаус аля Undertale c Her Story. Геймеры за двадцать пять, у которых вошло в привычку не кликать по сомнительным баннерам, качая с торрентов свежий эпизод любимого сериала. На проблему просто никто не обращал внимания. Вот он, вопрос об этике игровой журналистики без дурацкого привкуса Аниты Саркисян.

Мне хочется верить, что на этот раз волна не спадет, и сообщество — не только западное, — отреагирует на историю. Нас в России это напрямую касается: в рунете аналогичных «площадок» хватает с избытком, а в каждом втором игровом чате звучит загадочное для иностранного уха cyka blyat.