Печальная история PlayStation Portable

Текст посвящается 10-летию с момента появления PlayStation Portable в России.

Я люблю PlayStation Portable.

Как поклонники 3DO любят свою дорогую, провальную, революционную приставку, создавая вокруг нее маленький культ, вот так и я отношусь к PSP. Это изящное, красивое устройство завоевало умы игроков задолго до выхода.

psp

Оригинальная PSP, модель 1000

Если кто подзабыл те чудесные доайфоновские времена, то я напомню: смартфоны управлялись корявыми Symbian S40/S60 и с играми имели мало общего, а вымершие ныне PDA (они же карманные компьютеры, «пальмы») с трудом тянули пожатые avi-файлы. Вершиной мобильного гейминга казался Game Boy Advance — и тут Sony представляет мультимедийную систему с потрясающим экраном, видео DVD-качества и играми уровня домашних консолей! Не знаю, кем надо быть, чтобы не захотеть немедленно обладать таким девайсом.

Само появление PSP нарушило давнюю монополию Nintendo на рынке портативных игровых систем и дало геймерам вполне достойную альтернативу. Платформа прожила долгие 10 лет, но в конечном итоге так и не позволила Sony одолеть конкурента. Прекрасный во всех отношениях старт закончился поражением в борьбе с Nintendo DS, а пришедшая на смену PS Vita ситуацию лишь усугубила.

О том, как все начиналось и почему так сложилось, и хочется поговорить.

Графон и марево

Российская премьера PSP состоялась в сентябре 2005 года в модном тогда московском клубе Gaudi Arena. Заведение располагалось в глубине промзоны, и отыскать его можно было с трудом. Игромира еще не существовало, а будоражащие репортажи с E3 и TGS публиковались в СИ регулярно, поэтому огромное количество людей хотело попасть на подобное мероприятие. Называлось оно PlayStation eXperience и представляло из себя игровую мини-выставку, посвященную портативной платформе и новинкам на PS2.

playstation experience

17 сентября 2005, у входа на выставку

После прошедших под пиратским флагом 90-х, в первой половине нулевых рынок лицензионных видеоигр в России постепенно начал формироваться. Экономический подъем привел к росту реальных доходов населения, и фирменная продукция стала доступнее. Все чаще на полках стали появляться официальные русские версии от Софтклаба, а левые диски постепенно пропадали из виду.

psp

Прототип PSP (слева) и первая серийная версия (справа)

В такой обстановке Sony решила вложиться в организацию тематического шоу. Перед клубом гостей встречали трюкачи на bmx; внутри было достаточное количество демо юнитов и красивых девушек. Ведущими выступили популярные (по мнению пиарщиков) виджеи Муз-ТВ, которые совершенно не разбирались в том, о чем говорили, и буквально зачитывали пресс-релизы со сцены.

psp

Это сейчас такая графика есть на каждом айфоне, а 10 лет назад демо сносило крышу

Но все это было мелочью, а гвоздем программы стал стенд с PlayStation Portable. На дюжине консолей можно было опробовать первые игры, в том числе традиционный для компании лонч-тайтл — Ridge Racer. Этот сериал неизменно присутствовал в стартовой линейке каждой платформы Sony. Не всем по душе игровой процесс RR, но игра Namco всегда наглядно демонстрировала возможности нового железа. Этот раз не стал исключением: восторженные возгласы раздавались отовсюду вокруг. Игрался Ridge Racer волшебно — когда через несколько лет вышел фильм «Спиди-гонщик» братьев Вачовски, я почему-то вспомнил, что уже видел такой красивый дрифт раньше. Более того, этот выпуск был разработан специально под систему и не являлся портом пятой части с PS2. После выставки я с трудом подавил желание немедленно отправиться в магазин.

Ridge Racer

Ridge Racer

Аналогичные чувства возникли у множества геймеров. PSP представлялась им мощной самостоятельной платформой, на которой вскоре должны были появиться красивые и эксклюзивные игры. Наконец-то можно будет взять с собой на дачу почти полноценную домашнюю приставку с «настоящими» играми, а не довольствоваться нарочито карманной библиотекой Нинтендо.

Журналисты получили пресс-кит, содержащий основные тайтлы стартовой линейки, запись концерта Iron Maiden и художественный фильм. Sony позиционировала свой продукт как полноценный мультимедиа девайс, на котором можно не только играть, но и слушать музыку CD-качества или смотреть кино по пути на работу. Если в музыкальной индустрии Apple несколько лет назад совершила революцию со своим iPod, то японский гигант надеялся провернуть что-то подобное в кинобизнесе. Принадлежащая Sony киностудия Columbia Pictures много сделала для популяризации формата DVD. Теперь ее боссы надеялись вывести на рынок universal media disc (UMD) и наряду с DVD продавать портативные версии фильмов. Иногда их даже клали вместе в одну упаковку.

psp press kit

Пресс-кит, посвященный лончу консоли. Включает 8 UMD и CD с промо материалами

Сама PSP предлагалась в трех комплектациях — base pack, value pack и расширенный giga pack. Вариант value pack пак включал в себя ряд бонусов: чехол, наушники с пультом управления, ремешок. Гига пак, как следует из названия, добавлял к этому набору карту памяти Memory Stick размером 1ГБ и диск с фильмом «Человек-паук 2». Флеш-память не отличалась дешевизной, поэтому покупка этого комплекта имела смысл.

Цвет же был один на всех — черный piano black, как называли его в Sony. Летом 2006 года появилась белая ceramic white версия. По случаю запуска игрожур получил очередной пресс-кит, а на улицах некоторых городов (в Москве в том числе) появилась крутая агрессивная реклама, которую вскоре пришлось убрать из-за обвинений в расизме.

psp

Та самая реклама

Первые полтора-два года библиотека PlayStation Portable приводила своих обладателей в восторг. У некоторых игроков начало складываться ощущение, что PSP сможет вскоре заменить им приставку в гостиной. Портативная консоль обладала почти таким же уровнем графики, как PS2, а наличие эксклюзивных ААА-игр позволяло забыть о телевизоре. Sony позаботилась, чтобы геймеры получили такие игры.

Минуя домашнюю систему, на PSP появляются крупные самостоятельные части известных сериалов (GTA Liberty City Stories, Syphon Filter Dark Mirror) и «портативные» по духу, не менее красивые игры (Archer Maclean’s Mercury, Locoroco, Metal Gear Ac!d). Релизы оказываются настолько удачными, что ту же GTA и Syphon Filter позже портируют на PlayStation 2. Именно тот факт, что большинство игр не пересекалось с «большой» консолью и являлось самостоятельными проектами, и заставлял обратить на них внимание. Список быстро пополнялся, а ведь впереди наверняка ждали выхода карманные Gran Turismo, Final Fantasy, Tekken и другие легендарные серии.

psp press kit

Еще один пресс-кит, под запуск белой консоли. Содержит UMD и CD с фотками + кучу открыток

Также в этот период на дисках выходят порты некоторых RPG с первой PlayStation. Отличная идея, надо сказать, — хиты прошлого так и просились в портативный формат. Недостаток был один: они продавались по цене оригинальных игр. Далеко не всем хотелось снова платить $50 за то, что уже было когда-то куплено и пройдено, поэтому издателям пришлось подобную практику прекратить до появления цифровой дистрибуции.

psp games

Порты с PS1. Для PoPoLoCrois (слева) это первый релиз на английском, две другие игры выходили на западе раньше. Tales of Eternia шла тогда под именем Tales of Destiny 2

Тем не менее, старт выдался впечатляющий — Sony удалось занять треть рынка (одна проданная PSP на две Nintendo DS) при том, что за ее спиной не было трех поколений карманных систем. Часть аудитории отвернулась от Нинтендо: той просто нечего было предложить тем геймерам, которые хотели больше западных игр с красивой картинкой вместо тамагочи с собачками. Фанаты «Большой Н» реагировали предсказуемо, заявляя в первую очередь о важности геймплея. Проблема в том, что поначалу никакого инновационного геймплея-то на DS не завезли — на втором экране обычно отображалась второстепенная информация, которая без проблем помещалась в угол основного дисплея или вовсе убиралась в меню. Хорошие игры подтянулись позже, а пока на форумах возникали эпичные треды вроде разлетевшегося по рунету харакири для мариобоя. Картинку конкурент PlayStation выдавал плохую, и не только из-за слабой начинки. Дело в том, что даже самые емкие картриджи вмещали в четыре раза меньше контента, чем UMD. А это означало меньше моделей, видеороликов, музыки и совсем никаких пререндеренных фонов.

psp

Беззаботный менеджер Сони в 2006 году

Но недолгой была радость. Вскоре у Sony случились неприятности.

Хакерский рай

Сегодня любой геймер знает, что означает «прошить консоль», а началось все 10 лет назад. Первые европейские партии PSP шли с версией ПО 1.50 — стартовая прошивка 1.00 стояла только на раннем японском импорте. Вскоре в билдах были обнаружены уязвимости. Эксплойт позволял запускать софт без цифровой подписи, что превращало систему в невероятную машину для эмуляции всех старых платформ, особенно 8 и 16-битных. Самописные программы также позволяли здорово расширять функционал девайса — например, до взлома родной видеоплеер наотрез отказывался понимать какие-либо форматы, кроме mp4, и не позволял смотреть видео в нативном разрешении (купи кино на UMD, дружок). Разумеется, довольно быстро появились загрузчики, запускавшие iso-образы игр с карты памяти. Поначалу количество игр, доступных для запуска, было скромным. Более того, некоторые работали только с определенными лоадерами. Но зародившаяся сцена развивалась, и вскоре пиратство расцвело пышным цветом.

psp

Gameshare поддерживался далеко не всеми играми, поэтому в России такая веселая пати была возможна лишь с шитыми консолями

Sony вступила в борьбу с хакерами, выпуская новые версии прошивки на дисках с играми. Все новинки перед стартом требовали обновления ПО, а в противном случае отказывались запускаться. Желающие поиграть в свежие релизы становились перед выбором: обновляться и забыть про iso-образы или ждать, пока новая ось не будет взломана. Интернет был забит вопросами типа «как откатиться с 2.00 на 1.50», «есть ли уже даунгрейд с 2.81» и ссылками на соответствующие гайды. Для даунгрейда, кстати, в некоторых случаях требовался диск с GTA Liberty City Stories или Lumines. Стоимость и без того популярной GTA подскочила до небес.

Компания билась яростно, выпуская по апдейту каждые два месяца, но чем больше усилий она прикладывала, тем изобретательнее становилась сцена. Челлендж принял хакер по имени Dark Alex, который и собрал первую кастомную, неофициальную прошивку. Вскоре Sony удалось найти и прижать талантливого парня, но знамя тут же подхватили другие команды: custom firmware продолжила развиваться, а защита на новой материнской плате TA-082 была преодолена через «дыру» в батарее консоли (sic!). Самописный код — хоумбрю — остался на PSP.

psp custom firmware pandora

Установка кастомной прошивки через pandora battery exploit

Впрочем, обновления ПО были направлены не только на борьбу с пиратством. В прошивке 3.00, вышедей осенью 2006 года, содержался официальный эмулятор PS1. Чуть позже была налажена продажа старых хитов через PSN по низким ценам. Почти все знаковые вещи из библиотеки оригинальной PlayStation — более 200 игр — стали доступны для скачивания. Этот ход здорово расширил линейку оригинальных игр, которая росла не так быстро, как хотелось бы. Разумеется, обладатели кастомных прошивок научились запускать почти любые вещи со старушки PS One в обход защиты. Встроенный эмулятор стал одним из основных доводов в пользу приобретения системы.

Через PSN на консоль пришли и DLC — бич нашего времени и коллекционных изданий в особенности. Вместо приятных материальных вещей туда стали попадать всевозможные виртуальные предметы и купоны на скидки. Хорошие коллекционки, вышедшие за все 10 лет жизни PSP, можно пересчитать по пальцам. Большинство из них полупустые и особого интереса не представляют.

Crisis Core Limited Edition

Crisis Core Limited Edition, европейский эксклюзив, состоит из стандартной копии игры и тоненького артбука. При этом считается редким и стоит £100

Сама система пережила четыре апгрейда железа. Первые два — так называемые «слимки» 2000 и 3000 — были удачными и даже научили Portable подключаться к телевизору. Вторые два — Go и Е-1000 — вызвали больше вопросов одним своим появлением. Особенно это касалось варианта Go, где экран имел другие пропорции, а привод для дисков вовсе отсутствовал. Во второй половине жизненного цикла с PSP стало явно происходить что-то странное.

На вторых ролях

В 2007 году, через два года после запуска Portable, до игроков наконец-то добралась PlayStation 3. Вывод на рынок новой домашней консоли был трудным для Sony. Настолько трудным, что компании пришлось отстранить от руководства создателя PlayStation Кена Кутараги, отправив того на почетную пенсию, и назначить на его место Каза Хираи, нынешнего президента SCEI. Именно тогда появились знаменитые мемы про «игор нет» и «мыльцо за 2300» — хороших игр действительно было мало, графика оказалась не такой революционной, как многие ожидали, а цены на диски только выросли.

ken kutaragi and kaz hirai

Кен Кутараги (слева) и Каз Хираи (справа)

Sony попала в очень сложную ситуацию. Вышедшая PS3 требовала колоссальных денежных вливаний, а продажи UMD ощутимо страдали от пиратства. Старая PS2 еще пользовалась спросом, но целевая аудитория все чаще посматривала в сторону Xbox. Равноценно поддерживать обе платформы компания не могла. Приоритеты должы были быть расставлены.

С этого момента силы на продвижение PSP выделялись по остаточному принципу. Именно слабый маркетинг, а не пресловутое отсутствие второго аналога, не позволил выиграть дуэль с Nintendo DS и ее модификациями. Во второй половине жизненного цикла не было сделано ни одной запоминающейся рекламной кампании вроде Dude, Get Your Own. О позиционировании словно забыли: если Nintendo постоянно говорила, что DS — это про игры, то продукт Sony оставался в восприятии покупателей мультимедийным устройством. Между тем, поддержка большинства популярных видео кодеков отсутствовала. Дешевые и миниатюрные flash-плееры заняли музыкальный рынок. Мультимедиа перестало быть преимуществом. На выставках вроде E3 о PSP говорили все меньше.

UMD movies

Кино на UMD так и не стало популярным. Всего на носителе было выпущено около 600 фильмов и ТВ шоу

Фокус лицензиатов сместился на PS3, и эти изменения сильно затронули игровую линейку. Полноценные AAA-эксклюзивы перестали появляться, теперь их место на полках заняли порты, приквелы и спин-оффы к известным сериям. Больше всего пострадали сюжетно-ориентированные игры. Все эти God of War Chains of Olympus, Kingdom Hearts Birth by Sleep или Assassin’s Creed Bloodlines не стали настоящими system sellers. Далеко не все игроки видели смысл в покупке PSP ради ненужного спин-оффа, который выглядит заведомо хуже домашних версий.

Геймеры хотят оригинальных историй, а если они все же являются частью крупного сериала, так пусть хотя бы занимают в нем ценное место! Взять MGS Peace Walker. Это часть канона Metal Gear; игра выступает связующим звеном между MGS3 и грядущим MGS5. Играя в Peace Walker понимаешь, почему Биг Босс постепенно дошел до идеи создания Outer Heaven. Это действительно важный эпизод саги, он раскрывает персонажа и добавляет еще один кирпичик в мифологию MGS. До выхода HD Collection он мог стать хорошим поводом приобрести консоль.

Иначе обстоит дело, скажем, с портативным God of War. Фанаты Кратоса могут смело завершить вторую номерную часть на PS2 и начать третью на PS3, пропустив Chains of Olympus на пару с Ghost of Sparta и ничего при этом не потеряв. Ровным счетом ничего. Фанату Кратоса не нужно бежать в магазин за PSP ради этих игр — сюжет полностью раскрыт в основной трилогии. Оба пришествия Бога Войны на портативке — это лишние, пусть и превосходно исполненные эпизоды.

Chains of Olympus

Chains of Olympus заинтересует только тех, кому все мало номерных частей

Противоречивая ситуация вышла с Crisis Core, одним из наиболее ожидаемых проектов для PSP в то время. Строго говоря, это приквел к Final Fantasy VII, но поскольку «семерке» тогда стукнул десяток, то воспринимали его как в некотором роде ремейк. Конечный результат привел поклонников оригинала в ярость, поскольку был набит ретконами под завязку и вводил совершенно левого персонажа — любителя «поэзии» Дженезиса. Фанбаза разделилась на два лагеря: один были в восторге от рассказанной истории, другие до сих пор хотят забыть об этом, как о страшном сне.

Crisis Core

Хиз соул, караптед бай венжинс

Но Peace Walker и Crisis Core, привлекающие внимание к Portable и сегодня — скорее исключения из правила. При взгляде на основную массу отпрысков знаменитых франшиз возникает ощущение, будто Sony не подпускала издателей к PS3, пока те не подготовят хотя бы один релиз на PSP.

Подобные перемены в итоге привели к тому, что изначально интересная система с большим потенциалом превратилась в придаток к PS3, причем не очень-то нужный. Конкурент шел совершенно другим путем — DS радовала людей, в глаза не видевших Wii и GameCube, и развивалась как отдельная, независимая платформа. Владелец же PSP, если он не имел PS3 или хотя бы Xbox 360, чувствовал себя бедным родственником, который получает урезанные порты и мелкие спин-оффы, когда все самое вкусное достается владельцам «больших» консолей. Portable продолжали покупать, но лучшие моменты ее жизни остались позади.

После 2010 года поток новых игр вовсе превратился в маленький ручеек. Относительная активность наблюдалась еще некоторое время в Японии, но с выходом PS Vita зимой 2012 угасла и она. В 2014 конвейер был остановлен.

Наследие

Так чем же является PlayStation Portable для Сони и рынка видеоигр в целом и что она оставила нам, простым игрокам?

psp

Лучшими цветами для PSP являются белый и черный. Все цветные издания выглядят как-то дешево и по-детски

Как было сказано в самом начале, она разрушила монополию Nintendo.

Монополия — это всегда плохо. В конце 80-х, во времена NES, Nintendo обладала тотальным контролем над рынком и буквально держала за горло независимых издателей. Прикрывалось это заботой о качестве игр, но на практике приводило к жестокой цензуре и ограничению творческого потенциала. С наступлением 16-битной эры Sega удалось серьезно подвинуть конкурента, что в конечном итоге принесло всем только пользу. Например, это позволило прийти на консоли играм, демонстрирующим или культивирующим насилие. Ярким эпизодом тогда послужил порт Mortal Kombat с игровых автоматов на Mega Drive и SNES — в версии для последней напрочь отсутствовали литры крови, которой MK был знаменит. После случая с MK компании пришлось меняться и трансформировать свои принципы. Останься Нинтендо монополистом, на ее платформах невозможно представить изначальное появление таких вещей, как God of War, GTA или Tenchu.

Ровно то же самое повторила PSP в сегменте, где раньше безраздельно властвовал Game Boy. Мы получили принципиально другие портативные игры. Sony попыталась перенести опыт домашней консоли в мобильный формат, и многим эта идея пришлась по душе. Portable нашла свою аудиторию среди тех, кто устал от Марио или хотел красивой 3D графики. Можно назвать это успехом — 82 млн. проданных устройств, почти как у PS3, тому подтверждение.

psp

Вместительная карточка — все, что нужно для счастья

К сожалению, заложенный фундамент не помог Sony с новой Vita — всего 4 млн. систем за 3 года. Справедливости ради, надо сказать, что такое случается даже с лучшими из лучших: чтобы убедиться, достаточно посмотреть на провал Wii U после феноменального успеха Wii.

Ну а что же геймеры? Почему-то принято считать, что на PlayStation Portable очень мало достойных внимания игр. Некоторые даже уверены, что PSP — исключительно девайс для казуалов, погонять в гоночки и FIFA, или только для эмуляции старых платформ. Разумеется, это не так. Игр тут полно на любой вкус. Как правило, все они выпущены в рамках известных IP, ранее представленных лишь на домашних консолях: FF, MGS, Syphon Filter, Socom, Tekken, Monster Hunter, GoW, Burnout, Tenchu, Ace Combat и т.д. Тем не менее, cреди 500+ проектов можно найти оригинальные вещи, пусть и немногочисленные.

Про LocoRoco и ритмичную Patapon знают, наверное, все. А вот Jeanne D’Arc, прекрасная во всех аспектах тактическая RPG от Level-5, прошла незамеченной массами.

Jeanne D'Arc

Jeanne D’Arc — один из моих любимых эксклюзивов

Интересный спин-офф получила Disgaea, но не в виде очередной тактики, а забавного сайдскроллера Prinny: Can I Really Be the Hero?. Мало кто помнит две части Exit — головоломки, где нужно найти выход из здания за ограниченное время. Echochrome использует те же задачки с перспективой, что и популярная сейчас на айпадах Monument Valley. В Archer Maclean’s Mercury нужно довести до конечной точки шарик ртути, попутно разделяя его и управляя сразу несколькими каплями. Много веселья доставили абсолютно сумасшедший сборник мини-игр Hot Pixel и пародийная типа-ролевуха Half-Minute Hero с игровыми сессиями, правильно, по 30 секунд. Запомнился лихой полицейский экшн Pursuit Force, из стартовой линейки.

Оглядываясь сегодня назад, чувствуешь, что Portable была достойна большего. Удели Sony ей достаточно внимания и тщательнее продумай маркетинговую стратегию, она смогла бы перехватить лидерство у DS и подарила бы нам еще много действительно первоклассных игр.

Если сравнить жизнь PSP с каким-нибудь телешоу, то пожаловаться на недостаток зрителей, конечно, нельзя. Только вот получается, что по-настоящему интересными были лишь первые три сезона из десяти, а остальные семь мы просто досматривали по инерции, чтобы узнать, чем там все закончится.

Увы.

Концовка вышла так себе.

psp