Позабытые гонки будущего

На Kickstarter сейчас вовсю идет кампания по сбору средств на красивую футуристическую гонку GRIP.

На текущий момент собрана четверть от нужной суммы, и есть реальные опасения, что к заявленному сроку набрать $650K не получится. Лично меня такой расклад огорчит, потому что GRIP является ремейком легендарного хита пятнадцатилетней давности — Rollcage. Более того, вдохновителями нового проекта выступили двое разработчиков, приложивших руку к оригиналу. Если не считать современный движок Unreal Engine 4, то все остальное практически копирует то, что мы видели на первой PlayStation. Как и в былые времена, игра планируется к выходу на консоли Sony и под Windows.

Rollcage Grip

GRIP выглядит красиво

Вообще, футуристические гонки — редкий сегодня жанр. Посмотрите вокруг, много ли их выходило в последнее время? До HD эры дожил один WipeOut, да и тот пока что-то не спешит на актуальное поколение консолей. Остальные известные серии, вроде F-Zero, уже давно не обновлялись. Возможно, сказывается общий спад интереса к научной фантастике в массовой культуре. Технологии плотно вошли в нашу жизнь и больше не будоражат воображение. Наиболее заметно это проявляется в кинематографе, где число научно-фантастических фильмов сократилось настолько, что даже довольно средние ленты воспринимаются как глоток свежего воздуха. Киберпанк практически вымер; в тренде комиксы и супергерои Marvel.

Rollcage GRIP

Концепт авто (GRIP)

Иначе все было в девяностые. Фантазия била ключом, а на PC и консолях пятого поколения наблюдалось изобилие подобных игр. О некоторых, вроде WipeOut и F-Zero, еще свежи воспоминания, другие же совсем забыты. Если напрячь память, то можно вспомнить, как на N64 дебютировали две части мотогонок будущего Extreme-G, а также Star Wars Episode I: Racer — да, игра по лицензии, но вполне достойная и продавшаяся лучше, чем все ее аналоги. Nintendo даже выпустила соответствующий бандл с приставкой. Версия для PlayStation не увидела свет, но у владельцев PS1 и без того был богатый выбор — например, Hi-OctaneN-Gen Racing и целых три части Jet Moto. Впрочем, Sony отыгралась позже: сиквел Racer Revenge стал эксклюзивом для PS2. На ПК почему-то запомнился Hover Ace киевской студии GSC, очень удачный продолжатель идей «гонщика» и при этом вполне самобытный. И это лишь немногое из того, что было на слуху.

И вот в этот замечательный список в 1999 году попадает Rollcage.

Rollcage

Прародитель

Rollcage — довольно необычная игра. В ее основе лежит интересный концепт транспортного средства. Гоночный болид абсолютно симметричен относительно горизонтальной оси и обладает колесами огромного размера. Днище и крыша не отличимы друг от друга, после переворота можно продолжать движение как ни в чем не бывало. Запредельная скорость увеличивает прижимную силу, что позволяет ездить по стенам. Оторвать колеса от земли заставляют лишь столкновения с другими гонщиками и элементами ландшафта. Девелоперы заботливо выделили отдельную клавишу, которая разворачивает игрока в нужную сторону после неудачного приземления.

Несмотря на свои скромные масштабы — мало трасс, мало машин, лига проходится за вечер, — проект выделяется вниманием к деталям. Неспроста студия-разработчик зовется Attention To Detail. В зависимости от покрытия трассы на болидах автоматически меняется резина. Вроде мелочь, но такие мелочи как раз придают правдоподобности происходящему. Большинство объектов разрушаемы, начиная от висящих над дорогой рекламных щитов до целых зданий. Можно даже сбить какой-нибудь пролетающий мимо шаттл. Обломки никуда не исчезают, продолжая валяться на пути пилотов.

Rollcage

Обратите внимание на колеса

Оружие подбирается прямо во время гонки. Одновременно разрешено держать только два заряда — соответствующие слоты висят на левом и правом шифтах джойстика. Удобно. К арсеналу авторы подошли с выдумкой. Как вам устройство, позволяющее телепортировать соперника назад, или ракета с наведением на лидера заезда? Я выпустил однажды такую штуку, забыв, что сам возглавляю борьбу. Ракета плавно развернулась и прямым попадаем лишила меня всех шансов на победу.

Игра получила хорошие оценки в прессе, но не была идеальной. Основные недостатки сводились к нехватке контента и чересчур чувствительному управлению. Управлять машиной было непросто, особенно на высоких уровнях сложности. Парни в ATD проделали работу над ошибками и уже через год, в 2000-м выпустили сиквел.

Rollcage Stage 2

Запечатанный Rollcage Stage 2 из коллекции

Подзаголовок Stage 2 ясно давал понять, что перед нами все тот же Rollcage, только дополненный и расширенный. Список авто был переработан — если раньше игрок выбирал понравившегося гонщика вместе с болидом, то теперь акцент делается на производителей машин, по три модели на каждого. Из бросающихся в глаза изменений, помимо чуть подтянутой графики, можно отметить погодные эффекты и сложную геометрию трасс. Появилось больше наклонов, развилок, тоннелей и разнообразных препятствий. Играть во вторую часть стало интереснее, но вместе с тем и труднее: вылететь с полотна или застрять в скалах получалось на раз-два — апдейт не затронул управление.

Rollcage Stage 2

В Stage 2 появились динамические тени

На PS1 достаточно «сиквелов», которые на самом деле являются больше аддонами, чем полноценными продолжениями, однако Stage 2 переплюнула многих и заслужила место рядом с Dave Mirra BMX Maximum Remix или Vigilante 8 2nd Offense — эти перезапуски делают существование оригиналов абсолютно бессмысленным. Понятно, что в те времена иначе исправить ошибки или развить удачную идею было нельзя, но купившие первую версию игроки были не в восторге от таких практик. В нашей стране дополнительное сходство между двумя релизами Rollcage придавал тот факт, что пираты подчистую вырезали саундтрек. Музыка являлась сильной стороной обеих игр, чего кстати нельзя сказать о большинстве соседей по жанру.

Если выбирать, то мне по душе первая часть – она попроще, особенно при игре вдвоем. На PlayStation splitscreen на четырех игроков не поддерживается, привилегия ломать руки за общей клавиатурой достается обладателям PC. Впрочем, даже будь такая возможность на PS1, игра не стала бы хорошим выбором для вечеринки: видели мы гоночки и повеселее. Тем не менее, своих преданных, пусть и немногочисленных (судя по сборам на ремейк) поклонников Rollcage приобрел. Он запомнился необычным концептом, на основе которого, при наличии хорошего сценариста, можно было выстроить целую вселенную, и уже только по этой причине достоин упоминания.

К чему я вообще все это?

Поддержите проект.

P.S. Сбор средств остановлен, сумма не набирается :(