TES III: Morrowind Collector’s Edition

Одна из величайших ролевых игр, когда-либо созданных человеком. Цельный, вручную сотканный и глубоко проработанный, самодостаточный мир. Вершина сериала The Elder Scrolls, которую он не возьмет больше никогда. Морровинд появился в особенное время: в игре уже нет процедурно сгенерированного пиксельного говна Даггерфола, зато пока еще сохраняется полная свобода действий, присутствует множество уникальных предметов, а игрока не принято вести за ручку к очередному маркеру и подсовывать ему консольный интерфейс из пяти строк. Сегодня ни сама Bethesda, ни другие студии так просто не делают. Я прожил в Морровинде год своей жизни.

Платформа: Windows
Год выпуска: 2002
Комплект: коробка, 2 диска (игра + construction set), мануал, диск с саундтреком, артбук, большая цветная карта острова Ввандерфелл, фигурка ординатора

Вселенная TES сразу прославилась своим богатым лором, и в Morrowind он наконец-то нормально представлен. Вместо тысяч одинаковых городов на копипастной местности мастера Bethesda руками собрали небольшую в сравнении с предшественником, но огромную по нынешним меркам локацию. Вварденфелл насыщен деталями, целен и правдоподобен — он воспринимается как настоящая провинция, где живут настоящие люди. Ну или настоящие темные эльфы. Разные регионы острова отличаются как ландшафтом, так и архитектурным стилем: невозможно спутать Альд’рун с Балморой или Кальдерой, не говоря уже про поселения Телванни. Графически игра не вызывает отторжения даже сейчас, спустя 15 лет после релиза.

При всем этом в триквеле остался тот уровень свободы, за который серию полюбили изначально. Сразу после старта можно было забыть о сюжете и отправиться на все четыре стороны, навстречу собственным приключениям. Можно отыгрывать героя, или стать злодеем, убивающим старых колдунов ради полного комплекта даэдрической брони. Или забыть о крайностях, поступая иногда сурово, но справедливо. Абсолютно все NPC смертны, и даже местные боги при желании не избегут мести. Ролевая система позволяла сформировать персонажа с невероятными способностями, вплоть до летающего по небу супермена в «сапогах ослепляющей скорости». Почему бы и нет, если протагонист — воплощение древнего Сверхчеловека? Единственная претензия к свободе выбора возникала в финале. Несмотря на то, что и Трибунал, и Дом Дагот наломали в прошлом дров, игра не разрешает принять, в общем-то, справедливые аргументы антагониста или использовать Сердце Лорхана в собственных эгоистичных целях.

Самая же главная вещь, которой Morrowind обязан своей популярностью, называется Construction Set. Сколько этих модов мы качали, тратя ценный трафик с оплатой по мегабайтам. С редактором хоть раз да баловался почти каждый игрок. Первым плагином обычно становилось Кольцо Власти, бустившее стат в обход долгой прокачки зачарования. Втором модом, как правило, являлся дом. Я сделал себе трехэтажный дом в имперской Кальдере, с шикарной библиотекой и огромным подвалом для хранения всех собранных доспехов и мечей. Файл .esp до сих пор лежит где-то в глубинах жесткого диска.

Для коллекции выбор пал на американское коробочное издание. Играл же я, конечно, в русскую версию от 1С, и фразы «Давайте послушаем» и «Мы следим за тобой, ничтожество» навсегда отпечатались в сознании.