Однажды в твиттере я наткнулся на пост, где кто-то жаловался на отсутствие в игре ачивментов спустя целых три часа прохождения. Ну то есть вот я уже три часа играю, а ачивок не дают. Человеку грустно. Мне тоже, но по другому поводу.
Ачивменты или призы-трофеи в версии для PlayStation — одна из худших игровых практик прошлого и нынешнего поколения консолей. Они отбили охоту делать что-то неординарное и выполнять испытания. Даже если их реализовать «как надо», выдавать за реальные достижения, а не прохождение очередной сюжетной главы, они не справляются со своей задачей. Победил босса? Прошел тяжелый сайдквест? Собрал все 50 разбросанных по миру предметов? Раньше я бы дал тебе крутое оружие, золотого чокобо или показал красивый ролик. Но прости, времена другие. Плюс один тебе в профиль. Вот тебе бесполезных поинтов. Кстати, мы тут сделали DLC с новой пушкой, всего $1.99, хватай скорее!

Эталон бессовестных DLС. Это все можно было раздавать игрокам за достижения
Награждать игрока надо чем-то материальным. Раньше этой цели служили, скажем, заставки. Прошел миссию — посмотрел видео. За более трудоемкие вещи разработчики могли дать игроку power up или пустить на бонус-уровень. Например, собрав все изумруды, Соник превращался в скоростного и неуязвимого Супер Соника. Выполнение определенных вещей в кампании Syphon Filter открывало новые арены для мультиплеера. В Dino Crisis 2 давались разные бонусы в New Game+ в зависимости от рейтинга, который игрок получал в финале. В Morrowind квесты даэдра позволяли разжиться уникальными артефактами. Примеров тысяча. Общее у всех этих историй одно — игрока мотивировали контентом.
Теперь все иначе. Контент продают за деньги, а исследовать каждый угол и выполнять челленджи мы должны ради всплывающих сообщений и кубков, которые копятся в профиле. Согласно задумке, этот профиль должен позволять людям выяснять, кто из них больше геймер, и давать стимул дальше «выбивать платину». Для меня и друзей, выросших до пришествия в наш мир фейсбука, это выглядит глупо. Наверное, потому что я никогда искренне не понимал, зачем мне с кем-то чем-то меряться. Особенно когда добрая половина «друзей» в PSN листе являются виртуальными знакомыми, с которыми я ни разу в реале не встречался. Иными словами, за свои игровые достижения я хочу получать контент, а не значок.
Некоторые проводят аналогии между таблицами high scores и ачивками. Дескать, обе системы выполняют одну и ту же функцию и являются эволюцией первого во второе. Это не так. High scores появились как соревновательный компонент в аркадных автоматах. Потеряв все жизни или благополучно дойдя до финала, каждый игрок видел на экране таблицу и имя счастливца на верхней строчке. Вот она, слава! Особенно в Штатах, где на каждое явление рано или поздно появляется организация, которая начинает это самое явление регулировать. В данном случае речь о Twin Galaxies National Scoreboard, которая вела базу достижений игроков в 80-е. Данные оттуда регулярно печатались в американских игровых журналах.

Так выглядела еженедельная рассылка Twin Galaxies по залам аркадных автоматов, 1983 год
Аналогичный эффект воспроизводился, пусть и в меньшем масштабе, на домашних системах. Тут уже хвастать можно было только перед товарищами. Я помню, как с другом проходил аркаду Air Xonix, где мы бились за каждое очко, стремясь улучшить результат. Для подобных игр это нормально, поскольку они заточены на соревнования. Это как счетчик фрагов в сетевом шутере. Но зачем нужна таблица с очками в игре, рассчитанной на вдумчивое одиночное прохождение? Зачем она в The Last of Us, Uncharted или Ведьмаке? В Alien Isolation разумным является единственный ачивмент One Shot — пройти игру, не погибнув от лап Чужого, то есть выбраться живым со станции. Он органично вписывается в геймплей, потому что совпадает с конечной целью игрока. Остальные 49 штук просто не нужны, потому что глупо дважды проходить сценарий, чтобы сначала убить 10 людей ради одного достижения, а потом никого не убивать ради другого.
Еще одним важным отличием трофеев является то, что до карточек пользователей надо добраться, а high scores были всегда на виду. Когда вы играете в God of War, игра не показывает вам, кто из френдов прошел ее быстрее или открыл больше секретов. Профили хранятся где-то отдельно. Вот скажите честно, вы ходите их проверять? Сколько призов открыто у друзей в той или иной игре? Слышали что-нибудь про лучшего в мире игрока в God of War?

Аркадный зал в Сан Хосе, 1982. На каждом автомате наклейка с лучшим результатом
Общий метр по количеству кубков тоже не работает, поскольку достижения из разных игр сильно неравноценны. Есть игры, где золото дают просто за завершение сюжетной кампании, а кое-где ради него надо реально сломать руки о джойпад. Так что профит от всей истории очень сомнительный. Зато система ачивментов стала настоящей индульгенцией для девелоперов. Раз у нас на руках есть набор наград, то все остальное, чем награждали игроков раньше, можно вырезать и продавать через season pass. Бонусом получите раздражающие уведомления в углу экрана, скриншоты с которыми до недавнего патча на PS4 надо было еще и руками удалять.
Все вышесказанное — наглядная иллюстрация, как хорошая вроде бы идея не работает и вызывает лишь один негатив. Приходится приспосабливаться и стараться не замечать трофеи. Возможно, восприятие было бы иным, не делай Sony и MS из ачивок некий платформенный стандарт, внедряя во все игры по поводу и без. Ситуация накладывается на другой тренд современного геймдева — стремление продать платформу вместо законченного продукта, — и в результате мы имеем то, что имеем. И дело не в том, что раньше трава была зеленее. В конце концов, вырастает поколение, которое той травы не знает вообще. Просто полезно понимать, чего мы все лишились, и отличать зло от добра.
Спасибо, что дочитали. Achievement unlocked.
Pingback: Levitra vs viagra()
Pingback: cialis on line()
Pingback: how much is cialis()
Pingback: buy cialis online()
Pingback: Canadian viagra and healthcare()
Pingback: Buy generic viagra()
Pingback: cheap cialis online()
Pingback: generic cialis cost()
Pingback: cialis price walmart()
Pingback: generic cialis()
Pingback: cialis pills()
Pingback: viagra 50mg()
Pingback: viagra 50mg()
Pingback: online pharmacy viagra()
Pingback: over the counter erectile dysfunction pills()
Pingback: best ed pills non prescription()
Pingback: ed pills()
Pingback: vardenafil dosage()
Pingback: slot machines()
Pingback: best online casino real money()
Pingback: cheap viagra online canadian pharmacy()
Pingback: online casino slots no download()
Pingback: real casino online()
Pingback: generic cialis 20mg()
Pingback: quick cash loans()
Pingback: cash payday()
Pingback: quick cash loans()
Pingback: best real money casinos()
Pingback: online casinos electronic check()
Pingback: best-casinos-usa.com()
Pingback: play for real online casino games()
Pingback: jogo virtual de bingo()
Pingback: cialis 20()
Pingback: cialis to buy()
Pingback: cialis buy()
Pingback: 20 cialis()
Pingback: online casino usa real money()
Pingback: best online casino for money()
Pingback: casino games online()
Pingback: casino slot()