Новый шедевр Сакагути

Прости, дорогой читатель, за злую шутку, но я вынужден тебя разочаровать.

Terra Battle

Да, Terra Battle – это вовсе не убийца Final Fantasy, а карточная казуалочка для мобилочек.

В 2014 году совокупный доход от мобильных игр подобрался вплотную к «большим» играм на консолях и составил $25 млрд. Рынок мобильных устройств в западных странах ежегодно растет на 50%, а в Азии – на все 80%. Это значит, что уже в этом году консоли и PC уступят первое место по прибыли приложениям на iOS и Android. Играм, где победу определяют не навыки и опыт, а толстый кошелек. Вот он – типичный, вымогающий деньги пример мобильного free-to-play мусора, который теперь владеет умами издателей и миллионов игроков по всему миру:

 

 

Растущий и очень прибыльный рынок, естественно, привлек внимание даже крупных игроков вроде EA и Ubisoft. Приложения посыпались в AppStore как из рога изобилия. Производственный бюджет этих продуктов значительно меньше, чем на других платформах, и сэкономленные деньги вливаются в маркетинг и сиськи Кейт Аптон. Большинство игр рассчитаны на широкую, так называемую казуальную аудиторию, и для хардкорных геймеров не несут никакой ценности, поскольку изначально создавались лишь для убийства свободного времени. Ну и, конечно, для заработка.

Terra Battle

Terra Battle во всей красе

Схема выкачивания бабла уже известна, кажется, всем. Продукт распространяется по модели free-to-play – игру можно скачать бесплатно и начать играть, а внутри предусмотрены внутриигровые покупки («in-apps»), призванные облегчить прохождение.

На самом деле практически сразу после туториала игрока ставят в безвыходное положение, либо закрывая весь контент и требуя нереальных достижений для его открытия, либо создавая тотальный дефицит ресурсов (внутриигровой валюты). Разумеется, все проблемы можно решить в любой момент, достаточно лишь заплатить немного реальных денег. Хотя «немного» – понятие относительное. Например, чтобы сразу открыть все предметы в Real Racing 3 от EA, нужно потратить примерно $600. Аналогичным подходом грешат не только казуалочки аля Candy Crush, но и более «хардкорные» продукты.

Так что можно простить Хиронобу Сакагути желание отведать кусочек большого мобильного пирога. Впрочем, только ли жадность движет создателем легендарной ролевой серии?

Hironobu Sakaguchi

Хитрый Сакагути хитрый

На самом деле, Terra Battle – далеко не первый подход маэстро к снаряду, но достаточно типичный для рынка. Простая игра, в заезженной анимешной стилистике, с отсылками ко вселенной FF (Bahamut, Terra, вот это все), монетизация через покупки. Проект пока лежит только в японском магазине и не факт, что доберется до западной аудитории. Когда я увидел флайер на MWC 2015, то даже как-то расстроился: «Как же ты, Хиронобу, дошел до жизни такой?». А потом начал напрягать память.

В 2001 году Сакагути покидает Square. Причиной, как мы помним, послужил оглушительный провал ленты FF Spirits Within в прокате. Затем, несколько лет спустя, он основывает студию Mistwalker, которая должна была по контракту с Microsoft сделать хотя бы пару приличных JRPG для Xbox 360. Так появились милая, но сильно детская Blue Dragon и довольно пресная Lost Odyssey. Увы, новой FF не случилось, не помог даже узнаваемый саундтрек от Нобуо Уэмацу.

Blue Dragon

Blue Dragon – первый и наиболее успешный проект студии

Затем Mistwalker ушла в портативки (Nintendo DS), сделала несколько игр и попыталась вернуться на вершину с The Last Story для Wii –  большой и воистину очень красивой JRPG в самом классическом понимании, с саундтреком от родного Уэмацу, которую, по сути, можно назвать наследницей Final Fantasy. Особенно когда официальная наследница – трилогия FF13 (Fabula Nova Crystallis, туды твою налево) – превратилась не пойми во что и дошла в итоге до стадии симулятора «одень Lightning в костюм неко».

Увы, но игре не суждено было стать коммерчески успешной. В Японии не было продано и 160 тысяч копий, когда вышедшая в том же 2011 году FF XIII-2 продалась тиражом в 860 тысяч экземпляров.

The Last Story

Ради Last Story я даже купил Wii

Вернуть лавры законодателя мод в жанре не удалось. То ли не было рядом талантливых людей, как в свое время в Square, то ли просто сил и запала не хватило. «Последняя история» получилась хорошей игрой, но не настолько шедевральной, как все ожидали. Она скрасила тоску по старым добрым JRPG и заняла достойное место в библиотеке Wii, но вот студию не вытащила.

После нее Mistwalker выпустила пару игр для мобильников, а заявленную было «большую» игру Cry On отменили. Больше от Сакагути анонсов не слышно. Время от времени он появляется на разных конвентах и даже комментирует текущее состояние дел у созданного им когда-то сериала, вспоминает былые дни.

Но очень хочется верить, что на мобилки Хиронобу пришел не насовсем, не только из-за безысходности и с целью хоть как-то поправить финансовые дела. Хочется верить, что он собирает средства на новый консольный проект, что еще будут новые анонсы масштабных ролевых игр.

Хочется верить, что «Последняя история», как и «фантазия», не станет последней.

Final Fantasy logo