Страшный постмодернизм Кодзимы

Демка P.T. является играбельным тизером (Playable Teaser) сами знаете чего, за авторством Хидео Кодзимы, и при этом лежит бесплатно в PSN, а не продается за 1999 рублей. Неожиданно, правда?) Впрочем, без шуток, если бы не случилась Alien: Isolation, то можно было назвать P.T. самой страшной игрой прошлого года. Шикарная атмосфера, потрясающая работа со светом и пространством, призрак усопшей женушки за спиной. Ну и, конечно, он. Постмодернизм.

P.T.

Этот коридор начинаешь реально ненавидеть

Я большой фанат игр про Снейка, и всегда приветствовал моменты, когда игра заставляет думать out of the box. Причем иногда буквально, как в случае с кодеком Мерил в оригинальном MGS. Этот же момент является знаменитым примером разрушения четвертой стены. В тизере контакт со зрителем тоже присутствует, причем сразу в нескольких вариантах (выбор сообщения происходит рандомно). Тем не менее, частоту кодека можно было подобрать – на пиратке, кстати, и выбора другого не было, – а Мантиса самые отчаявшиеся забивали без смены джойпада.

P.T. же представляет собой апофеоз постмодернизма в понимании Кодзимы. И черт с ним, что все загадки являются самым настоящим трехмерным пиксель-хантингом, а в роли мышки – клавиша R3. Можно простить необходимость тыкаться наугад в разные двери и предметы в надежде, что это поможет продвинуться вперед. Дескать, отсутствие четких инструкций должно мотивировать игрока активнее шевелить извилинами и внимательно следить за малейшими изменениями вокруг. Окей, механика худо-бедно работает, пока не наступает черед финальной головоломки. Если вы уже играли в демо, то понимаете, о чем я. Второй смех.

P.T.

Позвони, мне, позвони

Номинально тут есть подсказки, как преодолеть последнюю петлю. В самых общих чертах, на нескольких европейских языках, на кусочках фотографии, разбросанных по всему дому (и не только – это, кстати, было неожиданно). Однако даже собрав их все, попутно облазив IGN с Gamefaqs и посмотрев тонну роликов на YouTube, у меня все равно не получалось услышать заветный смех во второй раз.

Интернет пестрит рассказами о том, как это сделать, и варианты самые разные. Все они завязаны на микрофон. Одни предлагают шептать имя «Jarith», которое якобы соответствует шести цифрам из радио. Другие – просто вынуть/вставить гарнитуру в джой или потеребить ее. Кто-то уверен, что надо поговорить с призраком Лизы. Кто-то убежден, что дело в предметах, которые нужно осмотреть, когда слышишь вой (радио, зеркало и телефон). Отдельные фанаты и вовсе пытаются скормить игре голос Маэстро из известного видео. Но в итоге все сводится к схеме:

  1. Сделай 10 шагов
  2. Звонит телефон
  3.  PROFIT
Hideo Kojima

Kojima rikes!

Зачем Хидео так поступил – не понятно. Ради спекуляций в сети не обязательно было делать последнюю головоломку настолько непроходимой. Я пытался добраться до финала пару недель, и это уже с багажом знаний с десяти разных форумов. Раз за разом у меня не получалось воспроизвести то, что на YouTube срабатывало с первой попытки.

Не стоит перегибать палку. Кто-то скажет, что мол это почерк Мастера, не нравится – не играй. Но мне кажется, что в какой-то момент такие вещи теряют свой wow-эффект, а реакция меняется с восторга сначала на раздражение, а потом и на злость. Страха давно нет, и даже награда в виде долгожданного ролика уже не мила.

– Did you rike it?

– No, Kojima-san, I didn’t.

 

P.S. Надо после очередного воя призрака сказать Jay/Jack и секунд десять молчать и не шевелиться.